Как выбрать мотоцикл, отправляясь в путешествие

dnd › Блог › Выбор мотоцикла для путешествий

Ближе к природе

Я часто вспоминаю наше давнее велопутешествие на Байкал. Подобное погружение в атмосферу невозможно на автомобиле: меняющаяся погода, разнообразие запахов, созерцание окружающей природы и физическое измождение. Потный и пыльный бежишь по 30−градусной жаре к озеру, чтобы окунуться. А Байкал такой ледяной, что аж ноги сводит. Нырнул — и тысячи иголок тут же вонзились в голову.

Открыл глаза под водой, проплыл несколько метров и вынырнул заново родившийся. А после опустил голову в воду — и пьёшь. Первобытное ощущение.

Ещё сильнее нас накрыла автономная пешеходная Камчатка — подготовка, оборудование, снаряжение и долгая изнуряющая борьба с собой.

Восхождение на Эльбрус стало ярчайшим событием среди всех путешествий. Каждый шаг по склону был прожит от начала до конца.

Вообще, в те моменты, когда ты отдыхаешь душой в отрыве от привычного жизненного графика, хочется быть как можно ближе к природе.

Тебе мокро, когда идёт дождь и холодно, когда дует ветер. Это круто — поздравляю, ты живой!

Каким бы архаичным ни был автомобиль, он выступает защитным экраном между внутренним пространством кабины и внешним миром. Во время поездки по Узбекистану на своём «Патруле» я отключил кондиционер. На улице жара под 50 градусов, открыта форточка — а мне хорошо. Весь салон в песке, в глазах мутнеет… Но это же Кызылкум! Нельзя в пустыне ездить с включённым климат-контролем, это же неуважение.

Это, кстати, была уникальная поездка — два внедорожника и мотоцикл Yamaha XT 600 E. Тогда впервые появилась мысль попробовать новый формат путешествий.

Итак, нужно найти двухколёсный транспорт для внедорожных путешествий — то есть для асфальтовых трасс и грунтовых маршрутов.

Выбрать универсальный четырёхколёсный экспедиционник всегда было проблемой — чтобы и на долгих перегонах не уставать, и на оффроаде уверенно переть. У мотоциклов оказалась та же тема, но скрытая в деталях. Вроде два колеса, мотор — и погнали в «полную дыру»! Но оказалось, они все абсолютно разные: развесовка, посадка, подвеска, конструктив, мотор, запас топлива, защита, резина. Вместе с геометрией в мотоцикле меняется всё, включая его смысл. Сбросил вес — перестал ездить на дальние дистанции. Чуть больше наклонился вперёд — боишься грязи.

Поставленные цели решают мотоциклы класса «эндуро-турист». То есть доехать по трассе до нужной локации и затем свернуть в направлении неработающих сотовых телефонов. Оказалось, таких моделей немного. Японцы — Honda Transalp, в народе именуемый «Трансляп», Honda Africa Twin «Африка», Yamaha Super Tenere «Сутенёр»; европейцы — BMW серии GS «Гусь» и KTM 950 или 990 Adventure. Каждая модель хороша, но со своими особенностями и характером. «Гуси» версии R1200GS очень популярны среди путешественников — огромный выбор б/у техники разного уровня подготовки. У австрийского KTM «дакаровские» корни — конструкция рамы, маятника и ход подвески.

Выбор мог бы оказаться затяжным, нудным и сложным, если бы не KTM, стоящий в гараже моего друга Вадима. После Узбекистана он несколько лет занимался мотокроссом, проехал гонку во Франции и подготовился к серьёзным путешествиям в том числе как механик.

Поездка на одинаковых мотоциклах — это удобно. Взаимозаменяемость запчастей, общий инструмент, ТО, подготовка. Поэтому вопрос с поиском решился быстро.

KTM 990 Adventure

Неспеша был найден вариант 2011 года Dakar Edition — юбилейная версия ралли «Дакар», с пробегом 31 000 км. Далее последовало довольно длительное приведение его в боевое состояние. Помимо стандартных регламентных работ, было установлено всё необходимое дополнительное оборудование и проведена серия технических апгрейдов.

Осталось только «райдеру» соответствовать его уровню подготовки.

В качестве «тест-драйва» в прошлом году мы проехали более 8000 километров по Балканам, которые щедро предоставили по-моему все виды дорожного покрытия: скоростные автобаны Хорватии, разбитые дороги пригорода Македонии, серпантины Черногории и Албании.

Нам было и невыносимо жарко, и дико холодно. На трассе ветер дул такой силы, что мотоцикл приходилось держать в наклоне, а обратный путь решил показать нам, что такое настоящий дождь. Точнее ЦУНАМИ, СПАСИТИ-ПАМАГИТИ! Это когда едешь в стойке, а ноги на подножках в воде, сверкают молнии и автомобили вокруг на аварийке.

Без Вадима, конечно, это всё не состоялось бы. Спасибо, амиго, что делился и продолжаешь шарить все основные навыки, без которых было бы совсем тяжко.

В ходе поедзки понял, что делать, если:
— жарко в дождевике;
— холодно в полном экипе;
— больно мошкой по роже;
— обгорел леопардовыми пятнами;
— чешется ухо в шлеме на ходу;
— хочется пить и ссать.

Поездка на мотоцикле ни на что не похожа. Тяжело рассказывать об этом тем, кто ни разу не ездил. Первый вопрос, который обычно слышишь в ответ на твою улыбку до ушей: «А если дождь?». Если дождь, то есть определённый дискомфорт, представьте себе. Даже если ты в дождевике — руки мокрые, почти ничего не видно, дорога скользкая, разойдись! Вообще, на мотоцикле начинаешь лучше чувствовать окружающую среду. Едешь в низине, жарит солнце больше 40 градусов — невыносимо душно. Поднялся на перевал, нырнул в ущелье — ледяной воздух пробирает насквозь. И запахи. Разные, много. Цветочное поле, шашлык, навоз. Снова навоз и жгут покрышку.

Ты проживаешь дорогу, а не пролетаешь мимо.

Управление мотоциклом требует определённых навыков. Балансирование, внимательность и опыт. Учишься ездить всегда, каждую секунду. Даже мелкую ошибку дорога может не простить. Поэтому защита, реакция и практика.

На мотоцикле как будто появляются оттенки. Сотня разных дорожных покрытий: асфальт старый, новый, только что уложенный. Мокрое пятно. Вода? А может, это антифриз или масло. Поворот плавный, крутой, с изменяющимся радиусом. На асфальте песок, разметка. Ручей пересекает дорогу на повороте. Лесная дорога, красиво. Но какая-то сволочь может перебежать дорогу.

«А страшно вообще?» Страшно! Каждый раз перед поездкой страшно. Но с первых метров страх сменяет работа всего организма — буквально от головы до ног. Каждое мгновение мозг просчитывает сотню параметров. Учишься считывать возможные ошибки других водителей, смотреть на несколько шагов вперёд, всё делать с упреждением. Всегда следишь за посадкой — колени сжимают бак, кисти расслаблены, локти наверх. Доводишь до автоматизма. Но как только теряешь контроль над ситуацией, делаешь массу ошибок. Раз за разом одно и то же — не дотормозил, перегрузил переднее колесо, расслабил ноги, зажал руки, всё приплыли. Чтобы этого не было — практика.

На мотоцикле ездить непросто. И с точки зрения управления, и травмоопасности. Приходится терпеть физический дискомфорт — шумно, ветрено, устаёшь. Вообще, постоянно нужно бороться и терпеть. Но радость от поездок можно сравнить со спортом — задолбан, но счастлив.

Ты более мобильный. Почти любую пробку можно аккуратно объехать. Например, при прохождении границы из Хорватии в Словению мы за 15 минут объехали почти 10−километровую очередь. Судя по всему, был сезонный пик, и люди стояли перед границей несколько дней. Сотни караванов и кэмперов.

На трассе пригождается автомобильный опыт дальних поездок. Ты уважаешь всех участников дороги, и тебе отвечают тем же. Это даёт очень приятное ощущение.

Про «дух свободы», «вольный ветер» и вот это вот всё — какая свобода, когда заправляться надо каждые 300 километров?

Сложно с ходу рассказать обо всех плюсах и минусах мотоцикла. Многое зависит не только от техники, но и от целей поездки, от подготовки и общего настроя. Есть проблема хранения и обслуживания мотоцикла. Технически он проще автомобиля. Перебирать мотор в степи не придётся, но базовые знания иметь необходимо. К тому же критически важно качественно обслужить его перед поездкой.

К некоторым ограничениям приходится привыкать. Объём топлива — не пропустить заправку. Нет запасного колеса — при проколе надо разбортировать и клеить камеру.

На малых скоростях ты неустойчивый, на больших — неповоротливый.

На общее ощущение от поездки могут сильно влиять несущественные мелочи. Избыточный вес и объём багажа, неправильная балансировка и плохой крепёж меняют поведение мотоцикла. Неграмотно подобранная одежда, отсутствие дождевика или запасных сухих вещей добавят проблем, на борьбу с которыми сил может не остаться. В этом частично помогает прошлый опыт — минимум необходимого оборудования, распределение веса между всеми участниками поровну. Но главное правило всегда одно — надо ездить. Личный опыт ничто не заменит.

Мотик — это по-настоящему живой организм. Чтобы им управлять, надо тренироваться и найти к нему подход. Иначе выкинет на раз-два.

Как отправиться в путешествие на мотоцикле?

О тонкостях мотопутешествий расскажет Дмитрий Крупин. На мотоцикле он объездил такие страны, как Узбекистан, Таджикистан, Румыния, Марокко и Новая Зеландия, а также проехал из Москвы до Владивостока.

О тонкостях мотопутешествий расскажет Дмитрий Крупин. На мотоцикле он объездил такие страны, как Узбекистан, Таджикистан, Румыния, Марокко и Новая Зеландия, а также проехал из Москвы до Владивостока.

Можно сразу сесть за руль мотоцикла и поехать? Ведь многие, к примеру, арендуют байки в Юго-Восточной Азии и не имеют при этом ни опыта, ни прав. Чем это чревато?

Не стоит выезжать без подготовки и прав на дороги общего пользования. Это опасно не только для самих водителей, но и для окружающих. Все-таки мотоцикл — это не велосипед, у него серьезные вес и скорость. Если не умеешь ездить, то будешь падать, а это не очень приятно, да и мотоцикл жалко. Кроме того, на дорогах Москвы стало очень много полиции на мотоциклах, которые останавливают исключительно мотоциклистов с целью проверки документов. Бывают даже рейды, когда останавливают всех подряд. Лично меня за сезон останавливают раз по десять.

Если сесть и поехать нельзя, то надо где-то научиться. Сколько нужно времени (и денег), чтобы обучиться обращению с мотоциклом?

В Москве сейчас открылось очень много мотошкол. Я бы разделил их на две категории: те, кто учит сдавать экзамен в ГИБДД, и те, кто дает правильные навыки езды на дорогах общего пользования. Если говорить про сдачу в ГИБДД, то людям, которые никогда не садились на мотоцикл, достаточно шести-восьми часов в школах первого типа. Но нужно понимать, что после таких занятий человек совершенно не подготовлен к выезду в город. Чтобы научиться уверенно управлять мотоциклом, лучше пойти в школы второго типа, где много упражнений на равновесие, руление и правильное использование тормозов и передач. Из школ второго типа в Москве известные — PRT и мотошкола Отарыча (именно там учился я). Деньги, которые просят в таких школах, адекватны знаниям, которые ты получаешь. Помимо школ, есть бесплатные мероприятия (с системой добровольных пожертвований), которые устраивают энтузиасты на свободных площадках для отработки навыков управления. Такие курсы повышения квалификации называются Мотоджимхана.

Я обучен и рвусь в мотопутешествие. Как паковать вещи, какие дополнительные багажники и прочее снаряжение надо установить на мотоцикл?

Тут варианта два: жесткие кофры или мягкие сумки. Кофры удобнее брать, когда едешь по асфальту, в них можно аккуратно все сложить, удобно доставать, но они сами по себе тяжелее, и на грунтовках и при падениях у многих они ломаются. Если значительная часть пути проходит по плохим дорогам, то лучше взять мягкие сумки. Из дополнительного снаряжения желательны дуги для защиты пластика мотоцикла и ног при падении, багажные рамки, куда крепятся кофры или сумки, защита картера, если не установлена, ветровик, защита рук, по желанию — навигатор (сам я долго ездил без него), прикуриватель. Подогрев ручек очень спасает в холодную и мокрую погоду. На самом деле дополнительных аксессуаров для мотоциклов просто гигантский выбор. По цене-качеству сказать трудно, тут всегда надо искать компромисс для самого себя. Многие покупают китайские недорогие вещи и довольны, а кто-то пользуется исключительно Touratech, который делает очень качественные и далеко не дешевые вещи.

Я еду. Какую одежду надевать? Правда, что, пока выезжаешь из города, очень жарко, а когда выехал и едешь на большой скорости, то очень холодно? Сильно ли пахнет мотоодежда и стираете ли вы ее в путешествии?

Если говорить про путешествия на мотоцикле, то тут однозначный выбор в пользу текстильных курток и штанов. Хорошие модели отлично вентилируются, но при этом если их закрыть, то и под дождем они не промокнут. Часто эти куртки и штаны идут с подстежками или с мембранами. Ботинки высокие и непромокаемые.
Чтобы не потеть снизу, надевается термобелье, отводящее влагу. Будет тебе жарко в пробке или нет, зависит напрямую от одежды и погоды. Если ты едешь через пустыню в Узбекистане, то тебе и на скорости жарко со всей открытой вентиляцией: воздух такой горячий, как будто обдувает феном.
Через неделю путешествия по жаре экипировка воняет, да. После трех недель — сильно. Стирать что-то удавалось редко, обычно на это нет времени — всегда хочется побольше проехать и посмотреть. Хотя белье стараюсь постирать, если выдается такая возможность.

Как вы переговариваетесь (где заехать кофе попить, перекусить или иные вопросы)? А навигатором как пользуетесь? Специальные держатели и Bluetooth-гарнитуры?

Для переговоров использую коммуникатор Scala Rider (фирм очень много), который крепится к шлему. Он, кстати, еще соединяется по Bluetooth с телефоном и навигатором. С теми, у кого такого коммуникатора нет, можно общаться жестами — например, показывая рукой на бак, если надо заправиться. Если что-то нельзя сказать жестами, тогда останавливаемся на обочине для обсуждения.
Я долго ездил, запоминая карту с телефона, а потом ориентируясь по знакам на дороге. В этом сезоне купил навигатор и прикрепил его на руль, так как в городах с ним намного проще. Еще я вожу с собой бумажную карту на всякий случай.

Где мотоциклисты ночуют? Там же, где и все остальные путешественники? А если дождь?

А где ночуют остальные путешественники? Я ночую либо в отеле, либо в палатке, которую вожу с собой. К отелю главное требование — закрытая парковка, для палатки нужно найти подходящее место. В зависимости от региона иногда лучше искать место подальше от людей и чтобы было не видно с дороги. Дождь не такая большая помеха, хотя оставлять мотоцикл под дождем не очень приятно. Одна из замечательных особенностей путешествий на мотоцикле — это сообщество мотоциклистов, где есть люди, готовые тебя приютить в случае чего. Когда мы ехали из Москвы во Владивосток, то чуть меньше половины ночей мы провели на таких вписках, причем большинство людей мы видели первый раз в жизни, а они пускали нас к себе в дом совершенно бесплатно, за что им огромное спасибо.

А если припарковаться в центре европейского города? Надо платить за парковку? Не страшно вообще оставлять мотоцикл с багажниками, в которых одежда, документы и вообще все вещи?

Платить за парковку или нет, зависит от города. Я ни разу не платил и не нарушал при этом закон. Оставляя мотоцикл в центре города, все ценные вещи я забираю с собой, правда, их немного — компьютер, камеры, документы и деньги. То, что остается, представляет ценность для меня, но зачем кому-то мои инструменты или смазка для цепи да грязные носки? Мотоцикл я всегда стараюсь обездвижить, приковать цепью к чему-нибудь и включить сигнализацию. На ночь стараюсь искать отель с закрытой парковкой, но если не нахожу, то забираю с собой основные вещи, а сам мотоцикл накрываю чехлом, чтобы не привлекал внимание. В Румынии мой мотоцикл со всеми вещами никто не трогал.

Передвижение на мотоцикле быстрее, чем на автомобиле? Сколько километров в день вы проезжаете?

Мотоцикл быстрее автомобилей в пробках — однозначно. На трассе — не всегда. Я не езжу слишком быстро из-за того, что сильно увеличивается расход бензина и чаще надо останавливаться на заправку. Мой рекорд по расстоянию в день — чуть больше 1000 километров. Но это тяжеловато. 600 километров в день — нормально.

Штрафуют ли в принципе мотоциклистов? Можно ведь так быстро ехать — ни одна камера не успеет засечь. А полиция? Знаю только, что проверяет наличие прав.

Штрафуют еще как! Многие стационарные камеры стали «стрелять» сзади, штрафы приходят на дом. Полиция на дорогах так же останавливает за нарушения, как и автомобилистов. Останавливает и просто так, с целью проверки документов. Так что в этом плане мотоциклисты равны в обязанностях с автомобилистами.

Самые важные вещи, которые нужно взять с собой? На что особенно обратить внимание при подготовке к (первому) путешествию на мотоцикле?

Самое важное — продумать маршрут, понять, сколько километров в день ты готов проехать, исходя из этого определиться, что хочешь увидеть и где будешь ночевать. Перед выездом нужно обязательно проверить состояние своего мотоцикла, убедиться, например, что нет открутившихся болтов, изношенных деталей, все работает, как и должно. Не нужно ехать на заведомо неисправном мотоцикле, потому что в поле его чинить сложнее, чем в сервисе.
Всегда нужно брать с собой инструмент, чтобы своими силами можно было справиться с незначительными поломками. Здесь, конечно, поможет знание устройства своего мотоцикла, его слабых мест. Я первое время всего этого не знал, поэтому возил с собой руководство по ремонту моей модели мотоцикла. К счастью, нужно оно оказывалось в единичных случаях. Зная слабые места мотоцикла, можно заранее взять для него запчасти. Например, у моего мотоцикла это бензонасос и реле-регулятор. Не помешает взять запасные камеры для мотоциклов с камерными колесами. Армированный скотч, холодная сварка и пластиковые стяжки — важнейшие инструменты, что только ими не скрепляли.
Обязательно соберите с собой аптечку, надеюсь, она вам не понадобится.
И наконец, в интернете есть хелп-листы, куда добавляют свои контакты люди, готовые помочь мотопутешественникам в случае проблем на дорогах. Такой список выручал нас в поездках несколько раз.

Как происходит аренда мотоцикла? Есть ли специальные сервисы-агрегаторы поиска именно мотоциклов? В прокатных конторах типа Avis, Herz и т. д. ни разу не видел, чтобы сдавались мотоциклы. Есть ли какая-нибудь самая популярная модель? Наверно, «Харлей», да? Какие средние цены на аренду и бензин? Вообще какой расход в среднем у мотоцикла? Что с амуницией?

Мотоциклы арендуют обычно в небольших частных конторах, и ты зачастую связываешься с владельцем напрямую. Это все-таки небольшой и, как мне сказал один из владельцев, довольно трудный бизнес. Кстати, иногда там встречаются требования по опыту вождения, и владелец может отказать не слишком опытным водителям. Так как конторы маленькие, обычно нет возможности оплаты по карте через интернет. В одном случае мы делали предоплату через SWIFT-перевод, а в другом я даже посылал данные своей карты. Все на доверии. Но и отношение к клиенту другое. Владелец конторы будет рад подсказать тебе что-то по маршруту, где какое качество дорог, где мало заправок, куда надо обязательно заехать. Экипировку тоже можно взять в аренду, как мы и делали в Новой Зеландии (свои были только ботинки), но по опыту признаюсь, что комфортнее ездить в своей.
Самая популярная марка мотоцикла для сдачи в аренду — BMW, потому что люди чаще путешествуют на мотоциклах класса тур-эндуро, а у BMW много таких моделей. Но я слышал, в США дилеры «Харлеев» тоже сдают свои мотоциклы в аренду, причем у них уже целая сеть по стране. В США я бы взял именно его. По стоимости взять мотоцикл в среднем минимум в два раза дороже, чем автомобиль. Расход зависит от модели мотоцикла и стиля езды, но 4–7,5 литра на сотню, у меня шесть.

Есть ли форумы для поиска попутчиков на мотоцикле?

На форумах, посвященных мотопутешествиям, можно найти темы, где люди ищут попутчиков. В России самый известный, думаю, — Moto-Travels.ru. Зарубежные — это Adventure Rider и Horizons Unlimited.

Расскажи о своих маршрутах на мотоцикле и планах.

На своих мотоциклах я объехал города Золотого кольца и ближайшие к Москве области, Беларусь, Литву, Польшу, Румынию, прошел маршрут от Москвы до Владивостока, от Москвы на Памир через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и назад в Киргизию и Казахстан. На арендованных — Новая Зеландия и Марокко.

Если говорить, о месте, куда ехать имеет смысл только на мотоцикле, то это гонка Isle of Man TT. Кроме того, что это самая крутая и опасная гонка на дорожных мотоциклах, в один из дней всем разрешается пройти трассу на своем мотоцикле. И это не просто закрытый трек, это гонка по дорогам через весь остров.
Еще одно интересное, но довольно специфическое мотомероприятие называется Elefantentreffen, которое проводится в Баварских Альпах в первый выходной февраля. Ехать туда нужно на мотоцикле, обязательно оборудованном коляской.
Давно хочу пройти Route 66 (точнее, те участки, что от него остались) через все США на «Харлее», чтобы почувствовать дух Америки.
А в последнее время мои маршруты становятся все более бездорожными, ведь самые интересные места очень часто находятся далеко от асфальтовых дорог. Многие уже проехали БАМ и Старый Колымский тракт до Магадана, активно ездят на мотоцикле по Монголии. Некоторые умудряются пройти на легких эндуро-мотоциклах перевал Дятлова и выйти к заповеднику, где стоят столбы Маньпупунёр. И наконец, люди решаются на кругосветное путешествие на мотоцикле. Надеюсь, когда-нибудь и я пройду все эти маршруты.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте, читайте Telegram канал, а красивые снимки ищите в Instagram.

Путешествие на мотоцикле (мототуризм)

Что такое мототуризм? Первое кругосветное путешествие на мотоцикле – это вполне реально для тех, кто любит свободу, хочет зарядиться адреналином и позитивными эмоциями.

Думаете, что отправиться на отдых на своем железном коне могут только отчаянные люди? На самом деле, мототуризм становится все более популярным у населения – примерных семьянинов, пенсионеров и даже женщин, которые устали от обыденности и серых рабочих будней.

Мотоциклетный туризм относится к спортивному туризму, так как основным средством передвижения служит железный конь — байк, мотоцикл. Мототуризм отличается своим нефиксированным маршрутом, имеет несколько уровней сложности, основной упор делается на получение ощущений, а не званий и разрядов.

Байкеры в путешествии

Мототуризм это довольно опасный вид спорта, поэтому подходит не для всех возрастов. Но адреналиновая ценность для туриста просто колоссальная — вы никогда не забудете своё путешествие. В чём же интерес, зачем отважные люди надевают шлем, берут отпуск и садятся на эту «адскую машину», отправляясь вперёд к неизвестности?

Положительные стороны и особенности туризма

Основная особенность мототуризма состоит в его спонтанности — вы не должны полностью нагружать свой байк и пускаться в опасное путешествие, заправилы этого спорта утверждают, что достаточно лишь кредитки. Также не помешало бы чувство самосохранения и ощущение «грани». Так как имеют место быть и случаи лихачества, разборок и несчастных случаев во время мототура.

Известен случай, как один американец отказался брать свою пассию в один такой сеанс мототуризма. Она решила доказать ему, что вполне может пуститься в такое путешествие — в конце концов для Никки Миусрелли, которая пустилась в кругосветное путешествие одна на своей «Хонде», мототуризм стал смыслом жизни. Передвигается с разборной палаткой и спальным мешком, на жизнь не жалуется, проехала уже более 20 тысяч километров.

Предлагаю рассмотреть основные положительные стороны туризма, его влияние на духовную жизнь туриста:

  1. Значение мотоцикла. Как правило, для любого человека, который провёл достаточное количество времени со своим железным другом, он становится для него чем-то вроде члена семьи, на котором всегда можно устремиться вдаль. А когда предмет обладает такими свойствами это прекрасно, стоит того;
  2. Отказ от усложнения маршрутов. Как уже говорилось, в данном виде спорта сложность не так важна, гораздо важнее увидеть достопримечательности и приобрести что-то ценное для себя в духовном плане. Вы можете быть довольно привередливым туристом, но мотомаршруты со временем лишат вас того чувства цинизма, по крайней мере адреналин точно сделает своё дело;
  3. Просмотр достопримечательностей. Грамотные мототуры всегда проходят в интересной местности. Да ещё и таким образом, чтобы на довольно большой скорости вы смогли насладиться великолепным видом. Сам по себе мототуризм очень многогранен, не стоит недооценивать это явление как таковое;
  4. Россия как основная площадка мототуризма. Недаром наши соотечественники занимают основные места на соревнованиях по этому виду экстремального туризма, ведь наша страна предоставляет замечательные виды. Мототуризм стал распространяться с 1962 года, во времена Советского Союза и до сих пор является популярным в кругах россиян;
  5. Чувство романтизма и собственной крутости. Действительно, подобное путешествие заставляет все клетки вашего тела трепетать перед естественными опасностями такого маршрута;
  6. Международность. Сам спорт зародился во Франции, но широко распространён везде, где есть на что посмотреть;
  7. Разделение по уровням сложности. Новички, профессионалы и мастера — всем найдётся местечко на сидении байка. Уровни сложности ранжируются по количеству естественных препятствий на пути.

Если вы хотите интересно провести время, увериться в собственной непоколебимости и в это время увидеть поразительные места, то такая разновидность активного отдыха как мототуризм идеально подойдёт для вас.

Как отправиться в путешествие на мотоцикле?

Мототуризм трудно назвать всего лишь очередным направлением отдыха, это целая философия, а кто-то скажет, что и религия. Первое кругосветное путешествие на мотоцикле совершил американец Карл Клэнси. Этот парень 22 лет в одиночку проехал тысячи километров на байке мощностью 7 л.с., поездка продлилась 10 месяцев и проходила в 1912 году. Сегодня, когда мото-техника отличается усовершенствованными характеристиками, повторить такой подвиг и получить удовольствие в пути вполне реально.

Чтобы подготовиться к поездке, изучите все о первом мотопутешествии, что может оказаться полезным, также нужно:

  • проверить техническое состояние железного друга – не рекомендуется отправляться в путь сразу после покупки нового байка;
  • составить детальный план поездки – обязательно отметьте точки маршрута, которые хотите посетить;
  • рассчитайте время, затрачиваемое на дорогу, но не забывайте о том, что в пути могут случиться неприятности, поэтому включите запас времени в свой график;
  • запаситесь телефонами руководителей байк-клубов или центров помощи мотоциклистам в тех городах, которые планируете проезжать;
  • помните о том, что мотопутешествие – это поездка, полная спонтанных решений, если увидели красивое местечко в пути и хотите здесь остановиться, не отказывайтесь от такой затеи;
  • ведите себя аккуратно и адекватно на дороге, чтобы отдых не закончился трагично – учитывайте, что неоправданное лихачество подвергает и вас, и окружающих смертельной опасности.

Самое главное – запаситесь хорошим настроением, не обращайте внимания на мелкие неприятности, например, непогоду, старайтесь видеть позитивные стороны поездки. А если чувствуете усталость, остановитесь и отдохните, ведь мототуризм – это не гонка, в которой важно проехать максимальное количество километров, а путешествие с осмотром красивых пейзажей, достопримечательностей, культурным отдыхом и насыщенными экскурсионными программами.

Чем привлекает поездка на отдых на мотоцикле?

Мотопутешествия для начинающих – это всегда интересно, необычно и увлекательно. По сравнению с альтернативными способами передвижения эта техника обладает рядом плюсов:

  • вам не будут страшны пробки и заторы на дорогах, их можно объехать;
  • жара не изнуряет благодаря ветру;
  • там, где авто не проедет, мотоцикл уверенно справится – например, в горах, на узких тропинках;
  • добраться к месту назначения можно быстрее, правда, управляя байком на высокой скорости, об осторожности забывать не стоит;
  • мотоциклистов на дорогах немного, поэтому при встрече с ними в других городах можно рассчитывать на отличную поддержку и взаимовыручку – лучше, чем у автомобилистов.

Конечно, можно отправиться в путешествие на мотоцикле с коляской, но этот способ не очень популярен, так как такое транспортное средство по своим характеристикам проходимости схоже с машиной. Зато количество вещей на отдыхе, которое вы сможете захватить с собой, будет больше.

Что брать с собой в мотопутешествие?

На отдыхе может пригодиться все – пакет еды, чемодан со сменной одеждой, надувная лодка, запасное колесо, зонт, кофеварка, сборник стихов Пушкина, чтобы скоротать вечера. Но, планируя путешествие на мотоцикле и выясняя, что взять с собой, вы должны понимать – список вещей, которые можно захватить, весьма ограничен, особенно, если техника не оснащена люлькой. Итак, что же нужно обязательно взять с собой?

  1. Палатка для мототуризма – незаменимая вещь, если вы не планируете останавливаться в гостиницах. Она должна быть вместительной, чтобы внутри можно было поставить и байк;
  2. Спальный мешок – позволит спать в тепле и с комфортом, нужен даже в том случае, если вы путешествуете летом, так как в ночное время может быть прохладно;
  3. Газовая горелка и посуда для приготовления пищи – нужны, если вы не хотите питаться в кафе, едете в местность, где уровень сервиса оставляет желать лучшего. При путешествии по оживленным трассам рекомендуется обедать в здешних заведениях;
  4. Комплект сменной одежды и белья – минимум необходимых вещей, которые нужны из гигиенических соображений;
  5. Сушилка для одежды и обуви – потребуется, если начнется дождь, тогда утром вы сможете все высушить и продолжить поездку с комфортом, не опасаясь за свое здоровье;
  6. Технические принадлежности – подготовка к мотопутешествию включает покупку спинки для водителя, зарядного устройства для телефона, мелочей, которые окажутся полезными в случае поломок;
  7. Аптечка с лекарствами и бутылка воды – обязательные атрибуты любого путешествия вне зависимости от способа передвижения.

Отправляясь в первое мотопутешествие, изучите советы более опытных туристов, они окажутся весьма полезными. Для начала лучше поехать не слишком далеко, например, в ближайший город, чтобы трезво оценить свои силы, понять, насколько легко и удобно управлять мотоциклом.

Мотопутешествия выходного дня

Байки хороши тем, что с ними можно отправиться в спонтанную поездку, они не боятся бездорожья, подходят тем, кто любит короткие туры. Куда поехать на байке в выходной день? Вы можете отправиться по любому маршруту, например, одиночное путешествие на мотоцикле продолжительностью пару дней позволяет посетить:

  • ближайшие реки и озера – рыбалка, пикник, просто отдых на природе в тишине вдали от города, станут настоящим бальзамом на душу для тех, кто устал за неделю в офисе и хочет сменить обстановку;
  • достопримечательности в соседних областях – необязательно в городе, так, добраться можно к старым особнякам и памятникам, расположенным в сельской местности;
  • друзей, родственников, одноклассников, с которыми давно не виделись – правда, лучше предупредить их о предстоящей встрече и спланировать время, чтобы не стать незваным гостем;
  • базы отдыха – в зависимости от сезона можно отправиться на горнолыжный курорт неподалеку, провести пару дней в санатории с лечебными процедурами или просто расслабиться в заведениях с отличным сервисом;
  • фестивали и праздники – например, регулярно устраиваются гонки, события, посвященные мото-культуре, где встречаются сотни единомышленников, можно обзавестись новыми друзьями;
  • дороги – этот вариант для тех, кто просто любит ездить, главное – выбрать для себя новую трассу и прокатиться по ней, наслаждаясь скоростью и адреналином.

Вы можете покорить любой маршрут, увидеть много интересного на своем пути, расслабиться и сбросить усталость, которая неизменно преследует после рабочих будней.

Лучшие в мире путешествия на мотоцикле

Мотолюбители – народ активный, смелый и свободный, поэтому число совершенных ими пробегов достаточно большое. Какие же путешествия на мотоцикле по миру являются самыми известными?

  • 1903 год, США, Джордж Вайман совершил первую длительную поездку на байке по континенту, преодолев свыше 6 000 км, правда, часть пути ему пришлось крутить педали – запасы бензина были ограничены;
  • 1925 год, СССР, массовый пробег с участием 23 мотоциклов из Москвы до Харькова стал демонстрацией впервые выпущенной модели техники «Союз»;
  • 1936 год, СССР, первый пробег, совершенный женщинами из Ижевска до Москвы, когда «русские амазонки» преодолели свыше 1 700 км на байках ИЖ, в благодарность в родном городе для их детей был построен детский сад, открытый и сегодня;
  • 1952 год, Латинская Америка, этот пробег организовал Че Гевара с другом-врачом, большую часть пути туристы несли мотоцикл на себе, так как он ломался. В честь них спустя полвека снят фильм «Дневники мотоциклиста»;
  • 2002 год, Великобритания, англичанин Кевин Сандерс быстрее других совершил одиночное путешествие, преодолев 32 тыс. км. за 19 суток.

Интересным является и путешествие глухонемого жителя Минска. Владимир Ярец, который 14 лет назад отправился в кругосветку, до сих пор находится в пути, сейчас ему 73 года, он уже успел посетить 138 стран, преодолел 750 тыс. км.

Список лучших мест мира, куда поехать на мотоцикле?

Поиск оптимального маршрута – личное дело каждого мотоциклиста. Если вы любите романтику, отправляйтесь в Париж, хотите побывать на море – посетите Крым или Краснодарский край, планируете увидеть места боевой славы – Брест и Волгоград станут хорошим решением. Опытные туристы, подготавливая отчет о мотопутешествии, предлагают 5 отличных маршрутов:

  1. Автодром Мячиково – лучшая российская трасса, где можно отточить свое мастерство. Конечно, это не стандартное путешествие, но хороший способ заняться спортом и погонять, потеряв счет времени;
  2. Автодорога Москва-Санкт-Петербург – эта красивая дорога впечатляет сама по себе, можно ехать, любоваться пейзажами, наслаждаться очарованием природы;
  3. Северные страны – опытные туристы выбираются в Финляндию, Швецию, Норвегию. Ехать сюда нужно с хорошей подготовкой и, желательно, не в одиночку. Из-за сильных ветров тур обещает быть экстремальным, но оно стоит того – трассы здесь уникальны;
  4. В Египет через Португалию – прекрасный маршрут для тех, кто мечтает об отдыхе на море. Дороги тут шикарные, пролегают прямо на побережье океана, останавливаться можно на диких пляжах, чистых и безопасных. Морепродукты, рейд по пустыне, посещение достопримечательностей – все это гарантировано путешественнику. Из Европы до Туниса придется добираться паромом;
  5. Аргентина – поездки здесь организованы, туристы едут в компании из 15 человек. Обязательно впереди движутся полицейские, сзади – фура, в которую, в случае необходимости, можно загрузить сломавшиеся байки. Удовольствие недешевое, но интересное, так как о гостях заботятся, предлагают сервис высокого уровня.

Впрочем, отправиться можно куда угодно – выбор только за вами. Лучше путешествовать в страны с хорошими дорогами и красивой природой, чтобы поездка превратилась в удовольствие.

Как понять, что поездка на байке вам подходит?

Не стоит думать, что мотоциклы – это удел отчаянных людей, которые не боятся расстаться с жизнью даже завтра. Туры на байках подходят вам, если:

  • хочется выбросить адреналин, отдохнуть так, чтобы захватывало дух;
  • вы любите общение с единомышленниками – они могут встретиться абсолютно в любой местности;
  • не боитесь плохой погоды и трудностей, готовы с ними справиться;
  • байк для вас – это не просто средство передвижения, а железный друг и верный помощник;
  • вам нравится сама дорога – смена пейзажей, новые горизонты, трассы, где вы раньше не были;
  • вы хотите увидеть достопримечательности не только на известных и популярных маршрутах, но и в затерянных уголках страны, там, куда сложно добраться.

Путешествие на мотоцикле – это уникальное явление, полное положительных эмоций и впечатлений. Хотите покорить целый свет? И такое возможно, благо современная дорожная инфраструктура позволяет ездить с комфортом. Подготовьтесь к туру, спланируйте маршрут и наслаждайтесь – поехать можно в одиночку, с другом или второй половинкой, как захотите.

Выбор мотоцикла под разные цели

В нашей стране мотоцикл играет роль двухколёсного друга «для души». Если в какой-нибудь Индии, Вьетнаме, Китае байк используется вынуждено, перевозя на себе одновременно всех членов семьи, мебель и домашних животных, то у нас он приобретается именно для получения удовольствия. Критерии выбора мотоцикла у всех разные – чтобы быстрее добираться на работу без пробок, кадрить девушек, для путешествий, месить грязь в бездорожье, для «прострелов» по ночному городу и т.п.

Выбор первого байка

Если вы новичок, не советуем вам начинать сразу с большой кубатуры. Выбор первого мотоцикла должен базироваться на соображениях безопасности. Необходимо понять принципы управления байком, хорошо выучить ПДД, отличать разницу между ездой по ДОПам на машине от езды на двухколёснике.

А разница есть! Автомобиль – габаритный транспорт. Его хорошо видно на дороге (и то регулярно происходят ДТП). Мотоцикл же всегда остаётся невидимкой. Даже яркая экипировка не помогает. Для новичка очень важно убедиться в этом на своём опыте. Необходимо будет также научиться предугадывать дорожную обстановку на «несколько ходов» вперёд.

Все мотоциклисты знают, что большая кубатура и взрывной характер провоцируют пилота нарушать правила. Если опытный райдер может себе это позволить, то новичок пока не умеет настолько хорошо реагировать. Его рефлексы не отточены, навыков всё ещё маловато. Зато гонора – хоть отбавляй! Поэтому мы советуем в качестве первого мотоцикла выбирать 125-кубовую технику. Вот несколько её преимуществ:

  • Открыть категорию А1 для законной езды по ДОПам можно уже с 16 лет;
  • Эти байки сравнительно недорогие, как новые, так и б/у;
  • Они весьма дёшевы в обслуживании;
  • «Кушают» очень мало топлива;
  • Расходники и запчасти можно найти даже в глубинке;
  • Одного-двух сезонов вполне достаточно для того, чтобы освоить необходимые навыки управления мотоциклом;
  • Если вы купите японский мот с пробегом, к примеру – легендарную Yamaha YBR 125, то продать его сможете по той же цене, не теряя в деньгах.

Выбор мотоцикла по росту

Рост – важный фактор, прямо влияющий на выбор мотоцикла. Высота по седлу бывает разной, в зависимости от типа байка. Так, кроссовые и эндуро-мотоциклы для бездорожья отличаются высоким клиренсом и огромным ходом подвески. Они очень высоки по седлу, но в данном спорте это оправдано: пилот практически всегда стоит над мотом, а ногой «ловит» его только в крутых поворотах. В то же время для езды по городу такой высокий байк не подойдёт. Многочисленные светофоры, переходы, перекрёстки вынуждают пилота регулярно останавливаться. Идеально, если он твёрдо стоит обеими ногами на асфальте. Это – наиболее безопасный вариант, позволяющий в случае чего «поймать» заваливающийся байк, оттолкнувшись ногой. Неровности дороги, случайная яма, уклон, песок, мучка на обочине – всё это требует уверенного удержания мотоцикла на скорости ноль км/ч. Конечно, ездить можно на любом двухколёснике. Немало пилотов лишь слегка касаются асфальта носком одной ноги. Но этот вариант небезопасный. А брать на борт пассажира, не имея возможности твёрдо держать мотобайк, вообще безответственно.

Поэтому во время выбора мотоцикла обязательно нужно «померить» его. Либо хотя бы воспользоваться сайтом http://cycle-ergo.com, где можно сделать это виртуально, выбрав марку и указав параметры своего роста.

Подбираем байк для города

Выбор городского мотоцикла довольно прост. Моделей типа Street или Classic очень много. Их легко узнать независимо от марки благодаря нескольким особенностям:

  • Небольшое количество пластика;
  • Средняя или даже низкая высота по седлу;
  • Ровная, практически прямая посадка;
  • «Дорожная» резина;
  • Прекрасная управляемость, манёвренность.

Они бывают разной кубатуры, мощности. Есть малокубатурники, такие как Yamaha YBR 125 или Suzuki Bandit 250. Есть помощнее – проверенные десятилетиями Honda CB 400 SF или ретро-байк Kawasaki W650.

В принципе, для города могут подойти мотоциклы других классов. Правда, на спортах вроде Yamaha YZF R1 или Honda CBR 600 RR ездить по городским улицам крайне неудобно. «Лежачая» посадка, взрывная работа мотора, необходимость его «крутить» требуют наличия гоночного трека, а не улиц с перекрёстками, светофорами и активным дорожным движением.

Выбираем байк для путешествий

Выбор туристического мотоцикла рано или поздно касается каждого, кто собрался отправиться в путешествие. В идеале, байк «на дальняк» должен отвечать следующим критериям:

  • Иметь удобную посадку с прямой спиной;
  • Обладать мягкой подвеской, умеренно высоким клиренсом для преодоления просёлочных дорог;
  • Иметь хорошую ветрозащиту;
  • Быть увешанным различными кофрами, сумками, багажниками (опционально, можно доделать самостоятельно);
  • Объем топливного бака, расход бензина должны позволять проехать на мотоцикле как можно дольше (300-500 км от заправки до заправки);
  • В идеале – ABS. Это повышает безопасность. А длительная езда по трассе так или иначе притупляет реакцию и рефлексы пилота;
  • Соотношение веса и размера байка должны быть такими, чтобы в случае падения пилот мог бы поднять его без посторонней помощи.

С карданом или без – вечный вопрос, касающийся туристических мотов. Наличие кардана позволяет проезжать десятки тысяч километров без лишних забот. В то время как обслуживание цепи необходимо каждые 500-600 км, а также после каждого дождя или мойки. При этом отслуживший свой ресурс кардан придётся менять целиком – а это очень сильно бьёт по карману. В то время как цепь со звёздами стоят копейки, а поменять их можно даже в поле «на коленке». Здесь уже выбор делает каждый для себя.

К классическим «туристам» относятся BMW R1200GS, BMW R1200RT, Triumph Trophy 1200, Kawasaki Vulcan 1700 Voyager, Honda Gold Wing, некоторые другие мотоциклы Хонда и Ямаха. Неплохо в качестве туристических зарекомендовали себя и круизёры, позволяющие вытянуть ноги, расслабиться в долгом пути.

Выбирая мотоцикл, помните о том, что лучший байк для дальняков – это тот, который уже у вас есть. Лучше отправиться в путешествие на малокубатурнике или дорожнике, чем не поехать вовсе, годами откладывая деньги на технику своей мечты.

Есть ли смысл брать бездок?

Крайне не рекомендуем вам выбирать мотоцикл без документов. Этот выбор несёт с собой множество неудобств:

  • Есть риск того, что байк ворованный – вас посчитают соучастником;
  • Мот всегда могут «отжать», угнать, вы никогда не сможете обратиться в правоохранительные органы, подать в розыск и вообще доказать, что это ваша техника;
  • ГИБДД всегда будут интересоваться бездоками. Вы не сможете спокойно ни на слёт выехать, ни в мотопутешествие отправиться, ни в колонне на открытие или закрытие сезона ехать. Всегда будет присутствовать страх перед законом;
  • Если вы попадёте в ДТП, то всегда будете виновны, независимо от того, с какой скоростью вы ехали, и кто кого должен был пропустить. Вы просто не имели права находиться на ДОПах на незарегистрированном транспорте.

Регистрация мотоцикла – несложная процедура, и не отнимет у вас много времени. Главное изначально купить «чистый» байк, проверить его по номеру рамы, получить справку-счёт или оформить договор купли-продажи. Зато после этого можно быть уверенным и спокойным. Что тоже повышает реакцию и безопасность на дороге.

Выбор мотоцикла – очень важен. Отнеситесь к этому со всей ответственностью, и тогда вы будете получать от езды только удовольствие!

Ссылка на основную публикацию