Как получить права на мотоцикл
В современном мире существует большое количество людей, которые ездя на автомобилях. В городских условиях по дорогам передвигаться на данном виде транспорта бывает очень сложно из-за пробок. Именно поэтому все большее количество автомобилистов предпочитают более маневренные средства передвижения, к которым относятся мотоциклы. Многие люди начинают задумываться над тем, как получить права на мотоцикл, если есть категория B?
Для управления более маневренными транспортными средствами нужно иметь права категории A.
Важно: К категории A принадлежат такие транспортные средства, как: мотто техника с прицепом и без его наличия, средства передвижения с тремя или четырьмя колесами, вес которых не превышает четырехсот килограммов.
Водительское удостоверение на мотоцикл
В нашей стране любые виды водительских удостоверений выдается в отделениях ГИБДД. Для их получения необходимо пройти все квалификационные испытания. В настоящее время вся процедура по выдаче прав любой категории регламентируется законом о правилах сдачи всех необходимых экзаменов и выдаче водительских прав. Он был принят в конце прошлого века. Однако в силу он вступил в начале нового тысячелетия. Он действует с 2001 года.
Для того чтобы получить права категории A необходимо пройти специальное обучение в учреждениях, предназначенных для подготовки мотоциклистов. Допуск к экзаменам человек получается лишь тогда, когда под руководством специалистов мотошколы он прослушает всю теоретическую часть и получит навыки управления мототехники.
После теоретической и практической части в обязательном порядке необходимо подать документы для проведения регистрации. В ГИБДД права категории A выдаются всем, кому уже исполнилось шестнадцать лет.
Если у вас есть категория B, то вы имеет возможность управлять автотранспортными средствами, вес которых не превышает трех с половиной тонн. С такими правами количество пассажиров в транспортном средстве не должно превышать восьми человек. Если Вы устали от, бесконечных пробок и хотите пересесть на более маневренную технику, то при наличии категории B, получить водительское удостоверение не составит труда.
У Вас появится одно очень серьезное преимущество. Оно заключается в том, что в некоторых случаях обладателям таких прав не нужно сдавать теоретические правила управления транспортными средствами.
Внимание: Данное правило выдачи водительских прав на мототехнику при наличии категории B действует лишь тогда, когда срок сдачи теоретических экзаменов для ее получения не превышает трех месяцев.
Если срок сдачи теоретической части экзамена был более трех месяцев назад, то получение прав категории A проводится по общим правилам.
Процедура получения прав на мотоцикл с открытой категорией B
Для получения категории A при наличии водительского удостоверения категории B необходимо пройти обучение в специализированной организации. Управление автомобилем отличается от управления мотоциклетной техникой. В мотошколе специалисты научат тому, как правильно себя вести за рулем байка. В некоторых случаях не обязательно посещать инструктора для того чтобы научиться ездить на мотоцикле. Можно готовиться для сдачи практической части в домашних условиях самостоятельно.
В основном самостоятельную подготовку выбирают те люди, которые желают сэкономить средства.
Внимание: Практическую часть экзамена проводят с использованием двухколесных мотоциклов по дорогам. Только в сельской местности допускается использование для этой цели трехколесных железных коней.
Во время выбора самостоятельного освоения практической части для получения водительского удостоверения для мотоцикла при наличии категории B необходимо брать во внимание следующие особенности:
- не каждое регистрационное учреждение принимает результаты теоретической части, сданной не в мотошколе,
- если все же результаты были приняты, то к будущим владельцам категории A отношение предвзятое,
- для сдачи теоретической части всех испытаний необходимо найти двухколесный мотоцикл, если вы тренировались, обучались на трехколесном и не проживаете в сельской местности. С этим в большинстве случаев бывают очень большие проблемы.
После прохождения всех испытаний, которые были связаны с обучением необходимо незамедлительно обратиться в отделение ГИБДД по месту прописки.
При себе в обязательном порядке должны быть следующие документы:
- документ для удостоверения личности,
- написанное заявлении на получении прав категории A,
- регистрационный документ при наличии,
- полис обязательного медицинского страхования,
- права категории B,
- квитанцию об оплате за сдачу итоговых испытаний или экзаменов.
После того, как сотрудники ГИБДД по Вашему месту прописки зарегистрируют все предоставленные документы, они расскажут вам о том, где и когда можно будет сдать итоговые испытания или экзамены. Это в том, случае, если Вам при наличии категории B все же придется отвечать на теоретические вопросы.
Однако если не удалось избежать теоретических испытаний, то Вам будет легче, потому что процедура сдачи теоретической части экзамена в ГИБДД не отличается от той, которую претенденты сдают для получения прав для управления автомобилем.
Следует уделить особое внимание практической части экзамена. Она отличается от той, которая необходима для получения прав категории B тем, что она проводится в специально оборудованном для этого месте. Оно называется автодромом. Также может быть использована для этой цели какая-либо закрытая территория. На уличных дорогах практическую часть экзаменов для получения водительских удостоверений категории A даже при наличии прав категории B не проводят.
Как получить права на мотоцикл имея категорию В: процедура получения прав
Порядок получения прав категории А в 2020 году. Мифы и реальность. Пошаговая инструкция!
Мы живем в эпоху перемен и наблюдая ситуацию с получением водительского удостоверения на мотоцикл, замечаю, что год от года меняется порядок открытия категории А. Чаще всего люди ищут информацию в интернете, но интернет выдает массу информации и к сожалению не всегда актуальную, а часто противоречивую. В этой статье я расставлю все точки над Ё. Расскажу какие сейчас есть категории и подкатегории на мотоцикл и опишу порядок открытия категорий А, А1, М. И так вся правда от первого лица – от мотошколы MotoButovo! Поехали..
Деление на подкатегории. Категория А, А1 и М. ситуация на 2020.
Категория М мопеды. Разрешает управлять мопедами и скутерами объемом двигателя до 50 куб. см. Предполагается, что эту категорию смогут получить лица достигшие 16 лет и сдавшие теоретический экзамен по ПДД. В водительском удостоверении эту категорию нарисовали давным давно, однако по состоянии на весну 2020 года получить эту категорию без открытия категорий А1, A(мотоциклы) или B(автомобили) к сожалению не возможно. Парадокс в том, что гаишники уже начали спрашивать у скутеристов наличие этой категории, а отдельно получить её нельзя. Сейчас открыть категорию М можно лишь при получении или наличии открытых категорий А1, А, Б. Если у вас уже есть права то при их замене категорию М вы получите автоматически.
Категория А1 легкие мотоциклы. Разрешает управлять легкими мотоциклами и скутерами объемом двигателя до 125 куб. см. Эту категорию могут получить лица, достигшие 16 лет, прошедшие обучение и сдавшие теорию и практику. Категория ограничивает мощность мотоциклов на которых могут ездить подростки, не достигшие 18 лет.
Категория А мотоциклы. Разрешает управлять мотоциклами без ограничений мощности и объема! Категорию А могут получить лица, достигшие 18 лет, прошедшие обучение и сдавшие теорию и практику. Эта категория считается высшей мотоциклетной категорией. Если вы открываете категорию А, подкатегории М и А1 вам проставят в водительское удостоверение автоматически!
Порядок обучения и получения категории А и подкатегории А1.
Отличия категории А от подкатегории А1. Алгоритм получения этих категорий практически одинаковый и имеет только два отличия:
1. Категорию А можно открыть с 18лет, в категорию А1 с 16ти.
2. Практический экзамен на А1 сдают на мотоциклах объемом до 125 куб. см (Yamaha YBR125), а экзамен на полную категорию А можно сдавать на технике мощностью больше 11 киловатт. Это мотоциклы с двигателем свыше 200 куб. см. и больше 16 лошадей.
Порядок получения прав на мотоцикл такой:
1. Обучение. Вы должны пройти обучение теорию и практику, то есть иметь документ – справку из мотошколы – Свидетельство о прохождении обучения транспортными средствами категории А (А1). Пройти обучение по закону можно только в мотошколе, имеющей лицензию на право обучения. Каждая школа прикреплена к какому то экзаменационному отделению ГИБДД. Когда школа набирает группу учащихся, она регистрирует каждого курсанта в базе ГИБДД. Срок обучения установлен законом и на март 2019 года составляет не менее 1,5 мес! По закону Школа не может раньше выдать документы или организовать экзамен. Обычно за полтора месяца готовы документы на организацию экзамена(подача документов, согласование даты) уходит еще неделя две.
2. Экзамен в ГИБДД на мотоцикле. После прохождения обучения мотошкола либо организует Экзамен, либо выдает документы на руки и человек идет сдавать сам. Экзамен имеет две части. Теория сдается сначала и при успехе сдается практика. Теория, это экзаменационные билеты. Практика, это вождение мотоцикла по площадке. При неудачной попытке сдать теорию, к пересдаче допустят не раньше чем через неделю. Экзамен по теории действует 6 месяцев, если за это время вы не успели сдать Практику, билеты придется пересдавать. В случае если вы завалили Практику (экзамен на мотоцикле площадка), пересдавать первые три раза можно через неделю, а потом не чаще чем раз в месяц.
3. Получение водительского удостоверения. Госпошлина 2000р лучше оплатить заранее. Фотографию делают на месте.
Часто задаваемые вопросы о получении категории А. Мифы и Реальность.
– У меня есть категория Б(автомобиль). Могу ли я не учится в мотошколе и сдать экзамен категории А экстерном?
В 2013 году экзамены экстерном на категорию А отменили. То есть без документа из мотошколы в ГИБДД разговаривать не будут..
– Сначала нужно получить права категории А1 потом два года отъездить на легких мотоциклах и только потом сдавать на полноценную категорию А.
Это конечно полный бред. Корни его растут из методик принятых в Японии. Но упорно «эксперты интернет наук» пересказывают эту чушь друг другу.
– Городской экзамен на мотоцикле.
Слухи упорные и я даже видел проект закона. Но пока ни кто не берет на себя смелость написать методику такого экзамена. В 2019 году экзамена на мотоцикле в городе не проводят.
Как получить права на мотоцикл в 2019 году? Необходимый пакет документов и порядок прохождения экзамена
В связи с высокими ценами на транспорт не каждый житель России может позволить себе приобрести автомобиль. Один из вариантов выхода из ситуации – покупка мотоцикла. Он даёт возможность быстро перемещаться по городу, сократить затраты на бензин в сравнении с машиной и избежать пробок на дороге. Но чтобы ездить на таком ТС, необходимы права на мотоцикл.
Процесс обучения в мотошколе состоит из 2 частей – теоретической и практической. В среднем количество занятий равно 12 — 14, где 5 — 6 отведены на практику. После этого собирается пакет документов и назначается дата экзамена. При успешном прохождении тестирования по теоретической базе знаний и правильном осуществлении манёвров претенденту дают права на вождение мотоциклом выбранной категории.
Раньше, чтобы ездить на мопеде или мотоцикле, наличие прав не требовалось. Но сейчас права на мотоцикл – это необходимый документ, который даёт право перемещаться на этом ТС. При его отсутствии водителя ожидает штраф. Получить водительское удостоверение категорий А, А1 и М несложно. Достаточно пройти обучение и успешно сдать экзамен. Но для получения прав на вождение мотоцикла нужно достичь определённого возраста.
Категории водительских прав для вождения мотоцикла
Категории водительских прав определяют, на каком виде транспорта может ездить человек. Касательно мотоциклов выделяют 3 категории – М, А1, А, которые отличаются тем, что дают возможность ездить на ТС с разным весом, объёмом двигателя и вместимостью.
Категория М
До 2013 года такой категории не было. Она была внесена из-за многочисленных аварий на дороге по вине водителей небольших лёгких мотоциклов. Экзамен на вождение таким ТС сдавать было не нужно, получать права также, поэтому нормального контроля над владельцами ГИБДД обеспечить не могли.
Наличие водительского удостоверения категории М позволяет ездить на таких видах транспорта, как:
- мопеды (трициклы ,мотороллеры);
- квадрациклы;
- мокики;
- скутеры.
Категория А
Наличие категории А позволяет ездить на мотоциклах. К ним выдвигаются такие технические требования:
- объём двигателя до 125 кубов;
- масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг (при наличие трёх или четырех колёс).
Разрешается, чтобы была присоединена дополнительная деталь – коляска. В соответствии с ПДД РФ к мотоциклам также относятся 2-колёсные ТС с боковым прицепом.
Категория А1
Категория, которая наиболее распространена среди студентов и подростков. Позволяет ездить на лёгких мотоциклах (обычно это скутеры или ТС, лёгкие по весу). Требования к транспорту такие:
- объём двигателя от 50 до 125 кубов;
- максимальная мощность – до 11 кВт.
С какого возраста можно управлять мотоциклом?
Многих интересует, со скольки лет можно сдавать на права на мотоцикл. Именно в этом особенность категорий А1 и М. По законодательству РФ, возрастной ценз имеется, но он значительно ниже, чем у остальных категорий.
Ограничения по возрасту следующие:
- для категории А1 – с 16 лет;
- для категории А – с 18 лет;
- для категории М – с 16 лет.
Процедура получения прав
Тем, кто интересуется, как получить права на мотоцикл, необходимо знать, что изначально проходиться обучение. После чего собирается пакет документов и отводится время на прохождение экзамена.
Важно знать, что помимо обучения следует пройти полное медицинское обследование. Цель врачей – увидеть, можно ли по состоянию здоровья человеку управлять легкомоторным автотранспортом.
К езде на мотоцикле не допускаются люди с такими отклонениями.
- Плохое зрение. Если у потенциального водителя острота зрения будет от 0,2 до 0,6 единиц, ему не разрешат управлять ТС. Если будет выявлено, что он видит на 70 — 100 %, к вождению допускается.
- Хронические глазные заболевания. Это аберрации, амблиопия, астенопия, англиопатия, астигматизм, блефавит, миопия и т. д.
- Явно выраженное косоглазие.
- Признаки дальтонизма.
- Глаукома глаз.
- Ограниченные возможности кругозора (до 20 %), что не позволяет водителю видеть других водителей на дороге.
- Деформация черепной коробки.
- Инвалидность при отсутствии одной конечности.
- Полная или частичная глухота.
- Нарушения работы вестибулярного аппарата.
- Заболевания сердца.
- Бронхиальная астма и другие сопутствующие болезни, которые стремительно развиваются.
- Нарушения гинекологических функций.
Особое внимание уделяется психическому состоянию будущего водителя. Не должно быть никаких отклонений, в особенности фобических расстройств. Это может создать аварийную ситуацию на дороге.
После медосмотра человек получает сведение о состоянии здоровья, оформленное согласно приказу Министерства здравоохранения № 302.
Обучение вождению мотоцикла
Это первый шаг к получению водительского удостоверения. Обучение на все 3 категории в принципе сильно не отличается.
Сначала обучают базовым навыкам управления мотоциклом. Изучаются основные технически-необходимые детали ТС (узлы, механизмы, запчасти). Главное – понять, как именно работает мотоцикл и какие есть особенности вождения транспорта при разных категориях.
Управление мотоциклом подразумевает изучение таких аспектов:
- строения ТС;
- законодательной базы;
- предоставления первой медицинской помощи;
- правильного расположения водителя и других пассажиров на транспорте;
- бокового зрения;
- навыков торможения, с использованием заднего и переднего тормоза (вплоть до полной остановки);
- безопасного старта;
- вождения одной рукой (основные принципы);
- быстрого переключения передач;
- поворотов на мотоцикле на минимальной и максимальной скорости;
- езды на ТС в чрезвычайных ситуациях;
- поведения водителя при ДТП;
- балансировки на крутых поворотах;
- отработки чувства габаритов выбранного транспортного средства (изучается специальный комплекс упражнений и манёвров);
- особенностей проездка по мосту и через железные пути;
- навыков вождения по кольцевому маршруту и т. д.
После этого проходят тестирование (это ещё не экзамен, а учебные проверочные тесты). Если результат будет успешным, ученика допускают к практическим занятиям.
На практике студенты обучаются вышеперечисленному и основным манёврам:
- проезд «змейкой»;
- проезд по доске;
- остановка на линии «стоп» и т.д.
Нацеленность обучения – успешное прохождение экзамена в ГАИ и выработка навыков бесстрашного вождения мотоцикла выбранной категории.
Необходимые документы для получения прав
После того, как курсы окончатся, нужно собрать необходимый пакет документов. Его отправляют в ГИБДД.
Понадобятся такие документы:
- Заявление на бланке утверждённой формы. Образец берут в автошколе, на сайте или отделении ГИБДД.
- Паспорт с регистрацией.
- Чек или квитанция об оплате госпошлины. Её размер равен 2 000 рублей.
- Свидетельство о прохождении обучения и его окончании. Подаётся копия вместе с оригиналом.
- Медицинская справка. Так же, как и свидетельство, нужны и копия, и оригинал.
- Две фотографии размером 3,5 на 4,5 см.
В порядке очереди эти документы регистрируют. Если не окажется никаких проблем (отсутствие какого-то документа, их подделка и прочее), сотрудник ГИБДД назначает место, дату и время проведения экзамена. Учитывается место жительства или регистрации будущего водителя.
Процедура прохождения экзамена
К прохождению экзамена допускаются ученики, которые прошли весь курс обучения и получили медицинское свидетельство, подтверждающее, что их можно допускать к управлению мотоциклом. Экзамен состоит из 2 частей – теоретической и практической. В случае неуспешной сдачи теории к прохождению практической части тестирования человек не допускается, а отправляется на пересдачу.
Теоретическая часть
Состоит из 20 вопросов. Претенденту разрешается сделать максимум 2 ошибки. Сейчас тестирование проходит на компьютерах. В программе есть более 500 вопросов на проверку знаний ПДД, строения транспорта и т. д.
Если же человек сделает больше 2 ошибок, экзамен автоматически прекращается. На это указывает программа, которая автоматически выключается. В таком случае ученик отправляется на пересдачу. Она назначается не раньше, чем через 5 дней после предыдущего тестирования.
Практическая часть
Подразумевает исполнение соответствующего комплекса манёвров. Классический набор состоит из упражнений по маневрированию в ограниченном пространстве. Включает в себя 4 манёвра, из которых экзаменатор выбирает 3. Их перечень:
- Габаритная восьмёрка. Задача кандидата – проехать по заданной траектории, не съезжая за её границы. Экзаменатор выставляет 4 конуса, которые человек должен объехать по траектории в виде восьмёрки.
- Змейка. Создаётся траектория в виде «змейки» с использованием 3 конусных фигур.
- Габаритный коридор. Включает в себя правильное проделывание нейтральной передачи и удерживание ТС в неподвижном состоянии.
- Скоростное маневрирование. По мнению учеников, самый сложный манёвр. Делается расстановка из 5 конусов, которые нужно объехать с правой или левой стороны. В процессе претендент проезжает габаритные ворота в количестве 3 штук. Время выполнения этого манёвра составляет 35 секунд и меньше.
Маневрирование исполняется на автоматизированном автодроме или закрытой площадке. Если сдача экзамена прошла успешно, человек получает водительское удостоверение. Выдача прав осуществляется спустя 5 — 7 рабочих дней после предъявления паспорта. Пакет нужных документов передаётся мотошколой в МРЭО.
Во сколько обойдётся получение прав?
Многих водителей интересует, сколько стоят права на мотоцикл в 2019 году. Хотя само транспортное средство не очень дорогое (в сравнении с автомобилем), придётся потратить много денег для получения прав на вождение.
Основные статьи затрат:
Название статьи затрат | Размер оплаты |
Госпошлина | В стоимость также входит получение пластикового водительского удостоверения. Общая стоимость – 2 000 рублей. |
Медицинская справка | В 2019 году в среднем обходится в 1,5 — 2 000 рублей. Если клиника приватная, оплата может быть в 2 раза выше. |
Оплата обучения | В зависимости от пакета обучения цена меняется. Многие мотошколы делают заманчивое предложение – заплати немного больше, но сразу получи не только категорию А, но и А1 и М. Это очень удобно для водителей. В среднем цена на обучение составляет 15 — 25 000 рублей. Но в некоторые сезоны или за несколько дней до начала обучения при наличии свободных мест делают скидки (обычно до 30 %), что также позволит сэкономить. |
Оплата сдачи экзаменов | Теория обходится дешевле. Вместе с практикой цена варьируется от 3 до 5 000 рублей. |
Если просуммировать, то получение водительского удостоверения категорий А, А1 и М обойдётся в 25 — 30 тысяч рублей. Это в 2 раза дешевле, чем обучение на вождение автомобилем, где только траты на прохождение теории и практики равны 27 — 40 тысячам рублей.
Итоги
Сдать на право вождения мотоцикла несложно. Это дешевле, чем получение водительского удостоверения на управление автомобилем. Вначале нужно пройти обучение, которое состоит из теоретической и практической части. Продолжительность зависит от выбранного пакета услуг. Дальше собирают необходимый пакет документов, который потом мотошкола отправляет в МРЭО. По окончанию обучения претендента отправляют на экзамен, который также состоит из 2 частей – теории и практики. Важная особенность категорий А1 и М – их можно получить в возрасте 16 лет, в то время, когда А – при совершеннолетии.
Как получить права на мотоцикл?
По российским законам любой водитель, выезжающий на дороги, должен иметь соответствующее удостоверение. И не имеет значения, какое количество колес насчитывает ваш транспорт – четыре или всего два. Сравнительно недавно требования к водителям мотоциклов и скутеров были лояльнее. С 2013 года ситуация в корне поменялась и даже водитель скутера обязан пройти обучение в мотошколе.
Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?
Закон непреклонен. Если вы не собираетесь вечно сидеть за рулем велосипеда, а планируете хоть изредка пересаживаться за руль хотя бы мопеда, права необходимы. И это не прихоть инспекторов ГИБДД и мотошкол, желающих «вытянуть» из вас побольше денег.
Квалифицированный водитель, прошедший обучение, четко знает, как вести себя в той или иной дорожной ситуации. В то время как «бесправный» водитель лишь догадывается о правильности своего поведения на дороге. И хорошо еще, если такое вождение закончится лишь штрафом и изъятием двухколесного коня.
Зато владельцы кроссовых мотоциклов могут спокойно выдохнуть. Им штрафы и изъятие транспортного средства за езду без прав не грозят. Но до тех пор, пока они остаются на территории спортивных треков.
Причина «поблажки» простая, кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря. И до тех пор, пока его обладатель гоняет по грунтовому покрытию треков, он не нарушает никаких правил.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2018 году
Моторынок готов предложить огромный выбор мотоциклов. Как не запутаться в этом многообразии и понять, какая категория нужна для управления тем или иным двухколесным конем? Все решила классификация.
Так как мотоцикл мотоциклу рознь, то решено было выделить три категории: «М», «А», «А1». Каждая из них дает возможность управлять мотоциклами с различным весом и объемом двигателя.
Категория «М»
Появилась в 2013 году |
Объем двигателя не выше 50 кубов | Мопеды (трициклы, мотороллеры); квадрациклы; мокики; скутеры |
Категория «А1»
(самая распространенная среди подростков) |
объём двигателя от 50 до 125 кубов;
максимальная мощность – до 11 кВт. |
Легкие мотоциклы |
Категория «А» | объём двигателя до 125 кубов;
масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг |
Мотоциклы |
Если будущий водитель уже перешагнул 18-летний рубеж, имеет смысл выучиться на категорию «А». В этом случае «М» и «А1» будут проставлены ему в качестве бонусов. До знаменательной даты далеко, а за руль очень хочется, выбирайте «М» или «А1» – в зависимости от вашего транспорта.
Права для мотоцикла с коляской
Планируете прикупить мотоцикл с коляской? Поспешите обзавестись правами категории «А». Для собственной безопасности, не поленитесь взять пару уроков езды на таком мотоцикле.
Этот вид транспорта имеет кардинальное отличие от своего двухколесного собрата. Из-за коляски с одного бока он занимает куда больше места на дороге. А это требует особой привычки.
Права на мопед и скутер
Появление категории «М» облегчило жизнь владельцам скутеров и мопедов. Достигнув 16 лет, пройдите обучение в мотошколе и беспрепятственно ездите на легковесном транспорте.
Если водитель проходил обучение на категорию «А», то «М» проставляется автоматически. Что дает право садиться за руль легкого скутера.
Требования к водителю
- Будущий водитель должен быть здоров, соответствующую справку получают до начала учебных курсов. Будет обидно пройти курс в мотошколе и оказаться негодным по здоровью.
- Достижение определенного возраста – каждая категория имеет возрастные параметры;
- Прохождение обучения в мотошколе, соответствующее необходимой категории.
Получение прав: специфика
Для получения прав на мотоцикл вам не придется сдавать традиционный для получения любых других прав экзамен по городу. В случае с мотоциклом инспекторы ГИБДД ограничиваются проверкой теоретических знаний правил ДД. Проверка практических навыков проходит в условиях специальных полигонов и площадок.
Часть школ отказывается от набора на курсы по обучению езды на мотоцикле в зимнее время года. Связано это со сложностью дорожных условий. Трудно научить неопытного водителя всем тонкостям вождения на скользкой дороге.
Документы будущего водителя
До тех пор, пока претендент на получение прав не сдаст полный пакет документов, к учебе он попросту не будет допущен.
- Копия паспорта.
- Справка с заключением от медкомиссии.
- 2 фотографии 3х4.
- Заявление.
- Документ, подтверждающий факт успешного обучения в мотошколе.
- Платежка за внесение госпошлины.
- Согласие от родителей – если будущий мотоциклист не достиг 18-летнего возраста.
Порядок оформления водительского удостоверения
Эта процедура тоже имеет свой ход развития событий.
- Проверка подлинности каждой бумажки – будьте уверены, шанс с фальшивыми документами здесь точно не «прокатит»;
- Претендент на получение прав получает допуск к испытаниям;
- Первый этап экзаменов – теория;
- Второй этап– практика на специальном полигоне;
- Получение водительских прав.
Сдача экзаменов: поэтапно
Экзамен делится на два самостоятельных блока: теоретический и практический. Первый предполагает проверку теоретической базы и правил. Второй нацелен выявить практические умения и навыки.
Сдача теоретической части проходит целиком в компьютерном варианте. В ходе проверки на знание ПДД испытуемый отвечает на 20 вопросов. Идеально, если количество ошибок равно нолю.
На испытание отводится 20 минут времени – по минуте на вопрос. При одной допущенной ошибке, ко времени прибавляется еще 5 минут. За эти минуты нужно ответить на дополнительные 5 вопросов из блока, где допущена ошибка.
Практическая сторона экзамена проходит на свежем воздухе – на полигоне. Здесь все как в школе, за ошибку – минус к итоговой отметке. Достаточно набрать 4 штрафных балла, чтобы «загреметь» на пересдачу.
Минус 1 балл за:
- неподанный рукой предупреждающий сигнал о планируемом торможении;
- позднее торможение перед стоп-линией;
- не включенный ближний свет огней.
Минус 3 балла за:
- заглохший двигатель в начале экзамена;
- несвоевременное переключение с повышенной передачи на пониженную, и наоборот;
- игнорирование нейтральной передачи в момент длительной остановки мотоцикла;
- несвоевременное предупреждение о поворотах.
Минус 5 баллов за:
- заезд и переезд стоп-линии;
- касание земли ногой;
- наезд на оградительный знак;
- игнорирование левого поворотного сигнала;
- значительный недоезд до стоп-линии.
При успешном прохождении всех испытаний ученик переходит в категорию «водитель». Теперь осталось лишь получить долгожданные права соответствующей категории.
Срок действия мотоциклетных прав тот же, что и у автомобильных – 10 лет.
Когда можно обойтись без специального обучения
От обязательного обучения в мотошколе можно «отвертеться». Но если будущий водитель не планирует управлять транспортом свыше 50 кубов. Хватит уже имеющихся прав с любой категорией.
Если водитель не успел обзавестись водительским удостоверением, то обучение в мотошколе обойти не удастся. Потребуется лишь определиться с получаемой категорией.
Как получить права на мотоцикл при наличии категории «В»?
Открытая категория «В» не дает своему владельцу право на управление мотоциклом свыше 50 кубиков. Придется снова садиться за парту и заново проходить правила ДД. Только после успешной сдачи устной части экзамена водитель будет допущен к практической.
Кого-то такой подход возмутит – зачем учить правила, все это пройдено. Дело не в самих ПДД, а в специфике управления мотоциклом. Управление автомобилем сильно отличается от езды на двухколесном транспорте.
Впрочем, если чувствуете в себе силы, посещать мотошколу не обязательно. Отрабатывать навыки езды на мотоцикле самостоятельно. Но где гарантия, что вы выполняете все элементы правильно?
Все же стоит перестраховаться и взять пару-тройку уроков у опытного водителя-инструктора. Он доходчиво объяснит требования на экзаменах.
Цена вопроса
Здесь все индивидуально. Есть несколько факторов, существенно влияющих на итоговую сумму обучения.
- Регион – обучение в крупном городе будет стоить на порядок дороже, чем в небольшом провинциальном городке.
- Учебное заведение – чем больше регалий у школы, тем дороже услуги ее преподавателей.
- Медицинское учреждение, где получена справка.
Единственная «незыблема» цифра – госпошлина за получение прав. Она едина для всех регионов и не зависит от мастерства педагогов.
Мотошкола профессиональной
Прежде, чем садиться за руль двухколесного транспорта необходимо получить права на мотоцикл.
Какие существуют категории прав на мототранспорт:
Водительские права для мотоциклетного транспорта подразделяются на несколько категорий.
В последнее десятилетие появилось большое количество различных типов легкого мототранспорта с бензиновым и электрическим двигателем. Раньше для управления многими из них не требовалось наличия водительского удостоверения. Это не самым лучшим образом сказывалось на безопасности участников дорожного движения. Поэтому были введены дополнительные категории для такого транспорта.
Категория
Двигатель
Тип транспорта
Мопед, мотороллер и квадроцикл
от 50 до 125 см 3
Легкие мотоциклы, скутеры
В категорию М входят транспортные средства, способные развивать максимальную скорость не более 50 км/час. Для электрического транспорта оснащенные двигателем с предельной мощностью не больше 4,7 кВт. С правами М разрешается водить только транспорт, параметры которого соответствуют установленным требованиям.
Водитель с категорией А1 обладает большими возможностями: он уже может управлять ТС по своей категории и еще разрешенными для «М». Водительские права А позволяют вождение мотоциклетного транспорта всех трех типов, в том числе с прицепом или коляской.
В каком возрасте получают права на мототранспорт.
Порядок оформления
Медицинская комиссия
Одним из основных условий разрешения самостоятельного управления транспортом является отсутствие у кандидата в байкеры медицинских противопоказаний. Проходить комиссию предпочтительно в лечебном учреждении, имеющем лицензию на выдачу справок для ГИБДД или в районных поликлиниках.
Существует достаточно большой перечень заболеваний, с которыми не разрешается самостоятельно управлять каким-либо транспортным средством. Приведем самые распространенные из них:
- Болезни глаз. Снижение остроты зрения менее 0,6 единиц. Хронические глазные заболевания – дальтонизм, астигматизм, катаракта, блефавит, косоглазие, глаукома, уменьшение угла обзора и другие.
- Инвалидность в связи с отсутствием одной из конечностей.
- Потеря слуха полностью или частично.
- Болезни сердца.
- Прогрессирующая астма бронхиальная и другие.
- Нарушения в работе вестибулярного аппарата.
Также кандидаты проверяются на психическое состояние и наркотическую зависимость. В справке обязательно должна быть отметка для какой категории она выдается. Управлять можно будет только тем транспортом, который указан в ней. Например, стоит отметка А1, соответственно и в правах будет разрешение только на нее. Для тех, кто постоянно носит очки, в справке также делается пометка о разрешении управлять транспортом в очках или линзах. В удостоверении водителя на этом основании делается такая же отметка.
Обучение в мотошколе
Права на мотоцикл разрешается получать только после прохождения специального обучения, состоящего из теории и практики.
В теоретическом блоке студенты изучают:
- правила дорожного движения;
- конструкцию мотоциклов;
- способы предоставления доврачебной помощи;
- некоторые правовые аспекты.
В соответствии с избранным пакетом обучения, на занятиях по вождению отрабатываются:
- навыки безопасного старта и торможения;
- способы быстрого переключения передач;
- чувство габаритов ТС;
- умение балансировать на поворотах;
- нюансы передвижения по городу;
- маневрирование на разных скоростях;
- обязательные для экзаменов в ГИБДД упражнения и иные.
В школе «Мото-Трек» на практику отводится от 14 до 18 часов. Продолжительность каждого практического занятия 1-2 часа, в зависимости от выбранного пакета. По окончанию полного курса школа выдает студентам свидетельство о пройденном обучении.
Какие документы потребуются
После окончания мотошколы надо подготовить пакет документов, который перед началом экзамена предъявляется в ГИБДД:
- заявление установленной формы. Выдают в школе или скачивают на официальном сайте МРЭО;
- российский паспорт;
- подтверждение оплаты госпошлины;
- свидетельство об обучении в мотошколе плюс его копия;
- медицинская справка и ее копия;
- кандидаты в возрасте от 16 до 18 лет предоставляют письменное согласие одного из родителей на участие в экзамене и получение водительских прав;
- Два фото 35х45 мм.
Сотрудник МРЭО регистрирует и проверяет документы. Если все комплект полный и их подлинность не вызывает у офицера ГИБДД сомнений, он назначает дату экзамена.
Экзамен на права категории А
Теоретический этап
Эта часть испытания проводится в специальном помещении ГИБДД, с установленными компьютерами для кандидатов, а также системой видеонаблюдения. Проверка знаний кандидатов организована в виде компьютерного тестирования. Для каждого участника, сдающего экзамен, из общей базы вопросов формируется индивидуальный билет. Он состоит из 20 вопросов, объединенных в четыре блока по различным темам.
Ответить на все вопросы надо успеть за 20 минут. Оценку «Не сдал» экзаменуемый получает в следующих случаях:
- даны 3 неверных ответа в разных блоках билета;
- отмечены 2 неправильных пункта на вопросы в одном тематическом блоке;
- дан 1 неправильный ответ в дополнительном тематическом блоке.
Результаты тестирования записывают в экзаменационный лист и вносят в информационную систему ГИБДД. Те, кто не смог успешно пройти тестирование, могут прийти на повторную сдачу теории через 7 дней.
Кандидаты в водители, успешно справившиеся с тестом, допускаются к участию в практическом разделе экзамена.
Практический этап
Проверку умения самостоятельно управлять мотоциклом у будущих байкеров проводит офицер ГИБДД. Место проведения – площадка с нанесенной разметкой и специальным оборудованием. Во время экзамена вождение по городу на мотоцикле не предусмотрено.
Экзамены проводятся на ТС из ГИБДД или мотошколы. Согласно приложению 3 к «Правилам проведения экзаменов», мототранспорт должен быть без коляски, объем двигателя – более 125 куб. см, мощность – от 11 кВт.
Порядок проведения испытаний определяет экзаменатор: либо каждый из кандидатов по очереди отрабатывает последовательно все задания с начала до конца; либо каждый человек из группы выполняет одно упражнение, потом все переходят к последующим.
Во время проверки умения кандидатам самостоятельно управлять мотоциклом предлагается отработать 3 упражнения:
- «Маневрирование в ограниченном пространстве и экстренная остановка». Это упражнение разделено на четырех разных части:
- «Габаритная восьмерка» – требуется проехать по определенной линии вокруг разметочных конусов за 35 сек.;
- «Змейка» – необходимо проехать мимо конусов, объехав первый из них так, чтобы он был от мотоциклиста с левой стороны. Для выполнения отводится 20 сек.;
- «Габаритный коридор» – требуется проехать по участку площадки длинной 8 метров, ограниченному габаритами мотоцикла, нормативное время – 15 сек.;
- «Скоростное маневрирование» – предусмотрены схемы А и Б, которые выбираются в зависимости размеров экзаменационной площадки. Мотоциклисту нужно объехать 5 конусов и проехать через трое габаритных ворот. Время прохождения – 35 сек.
- «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места» – экзаменуемому надо пересечь линию, с которой начинается отработка упражнения, потом заглушить движок, сойти с мотоцикла и пешком вкатить ТС задним ходом к парковочному месту, установить на упор. Далее, сесть на байк, завести его и выехать по указанной траектории. Время – 2 мин.
- «Остановка для высадки пассажиров» – экзаменуемый, проезжает по заданной полосе и перестраивается для остановки в определенном месте. При этом, левым габаритом ему необходимо проехать контрольную черту, а при остановке правый и передний габариты должны находиться на удалении не более 30 сантиметров от разметки. Контрольное время – 15 сек.
На стартовой позиции мотоцикл находится с заглушенным двигателем и на нейтрали. В течение 30 секунд с момента подачи команды экзаменатором необходимо начать исполнению упражнения.
После выполнения маневра кандидату необходимо останавливаться в определенных местах перед стоп-линией, переключать мотоцикл на нейтральную передачу и держать его в равновесии, касаясь одной или обеими ногами земли. Обычно об окончании упражнения сигнализируют поднятием руки, чтобы экзаменатор видел, что кандидат переключил ТС на нейтраль. После этого можно вновь запустить двигатель и пересечь стоп-линию, чтобы проследовать к старту следующего упражнения.
За ошибки, совершенные во время выполнения заданий, начисляются штрафные баллы:
- Грубые, «5» баллов, просчет нельзя допускать ни одного раза:
- не начал отрабатывать задание за 30 сек. с момента подачи команды экзаменатором;
- пересечение ограничительной или стоп-линии в непредусмотренных случаях;
- движение по траектории, которая не задана условиями упражнения;
- прикосновение ногой к площадке в случаях, когда это не предусмотрено упражнением;
- остановка на расстоянии до разметки больше допустимого.
- Средние, «3», ошибка допустима 1 раз:
- не подан в необходимых случаях сигнал поворота;
- не переключение скорости на нейтральную при остановке;
- заглох двигатель перед началом движения и другие
- мелкие, «1», допустима 2 раза:
- сбиты разметочные столбы или конусы;
- не включен ближний свет перед началом движения;
- резкое торможение без необходимости.
Сданным экзамен считается, когда кандидат не совершил ни одной ошибки или сумма штрафных баллов за них не превышает 5. Кто не прошел испытание могут повторно сдать его на площадке будет через одну неделю.