Можно ли ездить на мотоцикле в зимнее время

Движение на мотоцикле при низких температурах, или как я езжу на работу в середине ноября

В последнее время часто натыкаюсь на тему зимнего катания на мотоцикле. Споры на счет допустимости данного явления не утихают. Хотел бы сказать пару слов по этой теме, и поделиться своим видением. Оговорюсь сразу, что ни в коем случае не подаю пример и не призываю массово выезжать на ДОП в снегопад. Самая безопасная поездка на мотоцикле та, которая не случилась. Ок, поехали.

Во-первых, во всей этой теме в первую очередь важен сам контекст обсуждения. Я бы хотел конкретно поговорить о спокойном утилитарном движении на среднем дорожном мотоцикле (одноколейном) при температуре воздуха ниже +5˚С.

Во-вторых, относительно слова «зимнего». Я против того, чтобы вообще привязываться к временам года, потому что это вызывает большую неоднозначность. Я считаю, что на мотоцикле можно ездить в любой сезон, если дорожное полотно обеспечивает необходимый и предсказуемый уровень зацепа.

Что же для меня не допустимые условия движения?

Первое. Это риск образования наледи. Я не езжу при температуре ниже +5˚С по мокрой дороге или при прогнозируемых осадках. Дело в том, что на мостах и путепроводах обледенения могут образовываться даже при плюсовых температурах воздуха. Вот пример из жизни, 9 октября 2015 года. Температура воздуха – 0˚С.

Отчетлива видна граница, где заканчивается теплая земля и начинается холодный путепровод. Проезд был полностью перекрыт ГИБДД. На мосту несколько аварий и застрявшие автобусы.

Ну и даже если не впадать в крайности, движение по мокрому и холодному асфальту удовольствия не доставляет – это скользко. Поэтому, если я вынужденно попадаю под дождь или мокрый снег при околонулевых температурах, я качу очень аккуратно, а на мостах стараюсь вообще не дышать, не тормозить и не менять полосу движения. Заглавная картинка для привлечения внимания – это тот самый момент, когда снег я зацепил случайно, при плюсовой температуре. Несмотря на то, что на дороге он сразу таял, и доехал я нормально – это была моя ошибка.

Второе – я не езжу при отрицательных температурах, если идет снег. Даже если асфальт был сухой и чистый, снег рано или поздно на него налипнет и раскатается в лед. Любые осадки при t ниже +5˚С градусов для себя считаю несовместимым с мотоциклом явлением.

Третье – я категорически не желаю ездить по реагентам. Эта жижа очень скользкая сама по себе, ну и вред мотоциклу, само собой.

Больше ограничений я не вижу. Если асфальт сухой и чистый, то никаких проблем с зацепом нет даже при отрицательных температурах. Я каждый свой сезон, как правило, заканчиваю глубокой осенью, и докатываю почти до самого снега. В этот год природа сделала шикарный подарок, и до середины ноября практически не было осадков. Ради академического интереса весь ноябрь катал в режиме дом-работа-дом, а также выкатывал покататься в -5˚С в выходные. И я старался не просто ездить «как на иголках», а реально «щупать грани». И это был интересный экспириенс, и я сам был немного удивлен.

Что хочется сказать сразу. Я не согласен с теми, кто с пеной у рта кричит, что «в минус держака нет». Мне кажется, эти люди просто не пробовали это делать. Конечно, я не стал тупо выкатываться без подготовки. Для начала я приспустил резину до 1.7 / 2.2 (минус 0.5 атм на каждом) – абсолютно адекватное сцепление с дорогой по итогу. Агрессивный старт с откручиванием на первой – пробовал. Интенсивное торможение – пробовал. Наклон на развязке (глубокий штатный наклон, но без чирканья подножками) – пробовал. Если вам этого не хватает, то я даже не знаю, что вам еще можно посоветовать. Если только продать мот и больше на него не садиться никогда. Вся эта зимняя движуха происходит гораздо внятнее и безопаснее, чем обычное движение летом в дождь. А летом в дождь ездят все. Поэтому ярые призывы «не ездить в холод» звучат, по меньшей мере, странно. Давайте тогда и в дождь не ездить до кучи.

Дальше. Из более объективных факторов. Да, водители отвыкают от мотоциклистов. Это факт, я это признаю, лично испытал. Вывод простой – зимой не рамсить, и быть очень аккуратным при опережениях в потоке. Каждое пустое пространство должно настораживать, ибо скорости падают и народ не смотрит далеко назад при перестроении. Ну и междурядье тоже тяжко по понятным причинам – ряды еще никто не раздвинул «аки Моисей» до тебя. Так как я человек кулюторный, я не разгоняю поток автомобилей рычанием мотора или протяжным звуковым сигналом – я смиренно жду, пока меня увидят, или могу позволить себе коротенько стукнуть по кнопке гудка, если уж совсем всё тяжко.

Не могу не отметить, что резина с низким давлением ведет себя несколько иначе на продольных неровностях. Будьте готовы к рысканью. На безопасности это не сказывается, но паразитные подруливания имеют место быть.

Еще из общих советов – стоит избегать асфальта темного цвета. Лед на сухом и чистом асфальте выглядит как темное или влажное пятно. Лучше всегда держаться натоптанной светлой колеи.

К вопросу – не холодно ли ездить. Тут опять нужно вспомнить слово «контекст». Все очень сильно зависит от режима движения и его длительности. Толкаться в пробках в городе, интенсивно работая, это не то же самое, как пилить 130 км/ч по автобану. Да и от ветра и влажности тоже зависит многое. В -5˚С можно задубеть за полчаса, и в -5˚С-же можно прекрасно доехать до дома, и еще покататься по райончику.

По экипу. Для тех температур, при которых я ездил (до -5˚С), и в моем режиме (до часа непрерывного городского движения) я использовал свой штатный экип, и ничего не покупал специально. При этом на работе я хожу в своей повседневной одежде. Идея поста пришла мне как раз в тот момент, когда я собирался ехать домой с работы, сумбурно. Решил все отфоткать и показать наглядно – будете иметь примерное представление, насколько это банально и просто.

На работе нахожусь в футболке и в обычных джинсах. Носок «четырехсезонный», плотный и высокий. Можете наблюдать дежурно-обеденные кеды)

Натягиваю поверх теплые и легкие штаны с Thinsulate-утеплителем. Штаны чуть ли не из секонд-хенда. Они очень теплые, комфортные, почти невесомые, и не сковывают движения. К сожалению, на данный момент защита коленей не предполагается – моя раздельная защита коленей нормально сюда не помещается. Она вообще мало куда помещается. Это косяк. Решение вопроса вижу в покупке китайских мотоджинсов с алиэкспресса, с внешними карманами для защиты.

Джинсы под боты, утепленные штаны затягиваю поверх.

Свободную флиску с высоким воротом заправляю внутрь зеленых штанов. Складка флисовой кофты на поясе оставлена намеренно, для свободы движений. Это не мой толстый живот (т.е. конечно он тоже, но не весь).

Потом надеваю зимний подшлемник с винд-стоппером и абсолютно штатную куртку (с подстегнутым утеплителем, конечно).

Перчатки утепленные мембранные RedFox, горнолыжные или что-то вроде того. Есть «дворник» на пальце. Взял случайно, по скидке. Под них пододеваю подперчаточники флисовые за 100р из Декатлона. Муфт на руле не использую, но слабенький подогрев имеется.

Закрываю вентиляцию на шлеме. Шлем реально почти не потеет в такую погоду, ну и на светофорах проще открывать визор полностью.

Заправляем рукава под перчатки, накручиваем подогрев и двигаем домой с комфортом, в абсолютно штатном режиме движения.

В кармане всегда лежит дежурная флисовая шапочка из Декатлона (по размеру в кармане – не более носового платка). Очень удобная штука, когда снимаешь шлем на улице. Рекомендую.

Этого хватает, чтобы в -5˚С проехать около 50км. Дальше первыми будут отмерзать руки. На такую погоду уже нужны муфты («валенки») на руль. Затем подходят ноги, но еще терпимо.

Также полезен будет бафф. Хотя я его не очень люблю, он сковывает движение головы, но иногда боковой ветер как-то умудрялся просочиться через ворот и зимний подшлемник. С баффом там все наглухо закупоривается, конечно.

Тему длительных трипов в такую погоду я не затрагиваю, это отдельная и обширная тема. Штатный летний/демисезонный экип там уже не прокатит. А ездить на работу по городу – вообще без проблем.

Зимний мотоцикл

Похожие новости

Любители езды на мотоцикле с тяжелым сердцем прячут своего железного коня в гараж с наступлением первых холодов. Однако, есть и те, которые вопреки всем правилам продолжают эксплуатировать мотоцикл даже в зимнее время года. Практика этих людей еще раз подтверждает правило, что в жизни нет ничего невозможного, и на мотоцикле можно, все таки, безопасно передвигаться по снегу, если придерживаться некоторых рекомендаций. О том, как переоборудовать своего железного коня в зимний мотоцикл и поговорим в этой статье.

Начнем с того, что зимой в связи с кардинально противоположными погодными условиями летним, мотоцикл, экипировка водителя, и сама езда тоже должны быть принципиально противоположными.

Подготовка мотоцикла к зимней эксплуатации предполагает:

  1. Адаптацию двигателя к работе в условиях низких температур. Холод негативно влияет на работу двигателя, он значительно теряет в мощности, становится более прожорливым, стучит, дымит, свечи постоянно «забрасывает» и т.д. Все это делает не только некомфортной езду зимой на мотоцикле, но и может привести к поломке двигателя. Чтобы этого не произошло, необходимо позаботиться об утеплении мотора. Надевать на него «душегрейку», конечно, не стоит, однако закрыть цилиндр щитком будет очень уместным. Таким образом, двигатель будет гораздо меньше обдуваться холодным воздухом, и, как следствие, риск его переохлаждения существенно ниже.
  2. Заменить свечи зажигания. Дело в том, что свечи, которые рекомендовано использовать согласно инструкции по эксплуатации мотоцикла, совершенно не предназначены для мороза. Поэтому, в данном случае, необходимо приобрести более «горячие» свечи, с более низким калильным числом. На их прогрев уходит значительно меньше времени, а также они менее склонны к замасливанию.
  3. Подготовить систему питания. Одна капля воды может поломать планы на целый день, а то и на несколько дней. А все потому, что замерзшая вода легко перекроет бензокран, а вот для того, чтобы освободить удалить ледяную пробку, придется много потрудиться. Поэтому, перед зимней эксплуатацией своего железного коня не следует пренебрегать тщательной промывкой топливной системы. Кроме того, заправлять мотоцикл зимой необходимо до полного бака, «под пробку», – это позволит избежать образования на стенках бензобака конденсата особенно во время продолжительных стоянок.
  4. Утеплить карбюратор. Особенно это относится к мотоциклам с открытым карбюратором, типа «Паннония».
  5. Сменить летнее масло на менее вязкий его сорт, или же смешать летнее масло с 20-25% веретенного масла. Некоторые мотоциклисты в данном случае используют бензин для разбавки масла, но это значительно укорачивает жизнь сальникам.
  6. Также следует позаботиться и о других деталях, требующих смазки, – амортизаторов, тросов и рычагов управления. Дело в том, что летняя смесь на холоде очень сильно загустеет, в связи с чем, ее прохождение через кольцевые зазоры и клапаны гасителя колебания существенно затруднится. В лучшем случае, мотоцикл станет очень «жестким», в худшем – можно получить обрыв штока.
  7. Приобрести соответствующие покрышки. Ведь наиболее распространенная причина, по которой мотоциклы в зимнее время отправляются в гараж, – это слабое сцепление колес и заснеженных дорог. Поэтому, необходимо либо приобрести зимнюю резину (что лучше всего), или же незначительно спустить давление в шинах, обеспечив большую площадь сцепления покрышек и проезжей части.
  8. Не забыть утеплить и себя, купив соответствующую теплую экипировку. В данном случае хорошо иметь в качестве нижней одежды термобелье. Верхняя одежда также должна быь очень теплая. Куртка – непромокаемой и непродуваемой, все таки, это не автомобиль и крыши над головой нет, которая убережет от снега, ветра и дождя. Стоит сказать, что непродуваемой она должны быть везде – в рукавах и воротнике в том числе, поэтому эти места должны затягиваться соответствующим образом. Такие же требования касаются и брюк. Не менее важным элементом экипировки мотоциклиста являются сапоги. Они должны быть достаточно свободными, лучше немного больше обычного размера обуви, для того, чтобы кровь в ногах нормально циркулировала. Не забудьте про перчатки! Особое внимание следует уделить шлему – он в обязательном порядке должен иметь двойной визор. Также не лишним будет и установить на мотоцикл ветровое стекло, которое не даст водителю превратиться в одну сплошную сосульку.
  9. Научиться ездить. Как это ни странно звучит, однако, на зимнее время стиль езды придется полностью поменять. Во-первых, придется быть скромнее со скоростью и не гонять так, как летом. Во-вторых, абсолютно все движения должны быть мягкими и плавными, без рывков и без резкого обращения с газом, иначе можно уйти в занос.

Если выполнять все рекомендации, то даже в зимний сезон мотоцикл будет незаменимым транспортом. Однако, стоит ли? Ведь, ездить зимой на мотоцикле – это, как минимум, очень затратно, и в любом случае опасно. Поэтому, целесообразнее оставить своего железного скакуна в гараже до наступления теплого времени года. Но и это нужно тоже делать правильно.

Консервация мотоцикла на зиму

  1. Первым делом следует произвести тщательную мойку транспортного средства. Удалить абсолютно все загрязнения, вытереть насухо, а также смазать полиролью и влагоотталкивающими средствами.
  2. Обязательно поменять масло в двигателе. При этом, необходимо после замены масла ненадолго запустить двигатель для того, чтобы образовалась масляная пленка.
  3. В свечные цилиндры также капнуть масло.
  4. Если двигатель двухтактный, то в обязательном порядке отсоединяется патрубок воздухоочистительный от карбюратора.
  5. Топливный бак следует заправить «под пробку». Также не забыть про стабилизатор топлива, который предотвратит расслоение бензина. Заполнить все магистрали топливом путем запуска двигателя.
  6. Не забыть и про глушитель. Он также нуждается в защите от влаги. Это можно сделать с помощью промасляных тряпок, которыми закупоривается выхлопная система глушителя.
  7. Аккумулятор необходимо снять. Для его зимовки следует найти умеренно прохладное место. Перед консервацией он в обязательном порядке должен быть заряжен. А также на протяжении всего срока хранения, аккумулятор периодически нужно подзаряжать.
  8. Также необходимо смазать такие элементы мотоцикла, как цепь и тормоза.

Следует помнить, что кроме указанных рекомендаций, также нужно позаботиться и о помещении, в котором будет зимовать мотоцикл. Помещение должно быть сухим и хорошо вентилируемым. Идеально, если оно будет отапливаться. Однако, наличие отопления не исключает вентиляцию – она должна быть в любом случае. Правильная консервация мотоцикла зимой влияет на его работоспособность с наступлением теплого времени. Не смотря на то, что подготовка мотоцикла к зимовки очень кропотливое дело, но оно того стоит, если есть желание сохранить своего железного скакуна в хорошем состоянии и проехать на нем еще не один километр.

Ссылка на основную публикацию