Какие использовались мотоциклы Вермахта

Немецкие мотоциклы Второй Мировой войны

Производство мотоцикорв в Германии началось еще в довоенное время. После подписания мирного контракта немцам было запрещено выпускать различного рода оружие, однако мототехника в этот список не входила. Это послужило рассветом мотоиндустрии в Германии. В то время автомобиль считался предметом роскоши, а вот обычной мопед мог купить себе любой желающий. Активное участие в создании двухколесных агрегатов приняли такие компании как BMW и Zundapp.

Первое время оппозитный мотор ничем не выделялся на фоне зарубежных агрегатов. Однако уже в 24-ом году компанией самостоятельно был собран первый серийный байк BMW R32. Правда время мотоциклов для общего пользования быстро исчерпало свою надобность, и уже в 30-х года концерн стал выпускать военную мототехнику. Первым аппаратом, специализировавшимся на армейских потребностях, стал BMW R35. Это был первый немецкий военный мотоцикл баварской фирмы, имевший телескопическую вилку впереди и мотор объемом в 398 см.куб. Малый износ при эксплуатации сделал этот байк незаменимым для военных целей. Производство длилось порядка 10 лет, после чего уступило место узкой специализации.

Кроме 35-ой модели была также 12-я. Она представляла собой улучшенную версию с более объемным двигателем в 750 см.куб. и гидравлическую подвеску. Удаление одного карбюратора снизило мощность на 2 лошадиные силы. В 35-ом году с конвейера сошло 35 тысяч таких агрегатов. Небольшая стоимость и хорошие показатели обеспечили популярность этой модели. Кроме того, возможность установки коляски удовлетворяла потребностям многих владельцев. Помимо стандартных модификаций были установлены рессоры для перевозки людей, раненых в бою.

Затем вышла 71-я модель, ставшая основой для создания советских мотоциклов Урал и Днепр. Выпуск начался в 38-ом году и был активен пару лет, после чего неоправданность затрат вынудила владельцев закрыть проект.
Не менее популярная компания Zundapp создавала более дешевые байки с колясками. За счет своей цены и проходимости они стали основой вооружения немецкой армии. Самая популярная модель К800 была единственной моделью с двигателем, содержащим четыре цилиндра. Такая система была скорее проблемной, поскольку не обеспечивала достаточного охлаждения на последние два цилиндра. Это делало использование байка длительное время невозможным, кроме того свечи зажигания часто замасливались и заклинивали во время работы.

Великая Отечественная война и военные мотоциклы

Немецкие мотоциклы второй мировой войны представляли собой ассортимент лишь из двух моделей – BMW R75 и Zundapp KS750. Они отлично проходили по бездорожью и выдавали неплохую мощность. Оба агрегата обладали полным приводом, выводим на колесо коляски. Вот только стоимость этих моделей не позволяла использовать технику на территории Германии. Поэтому вся выпускаемая техника с конвейера отправлялась в заграничные корпуса. Так продолжалось с 40-го по 42-ой год. Затем появилось решения выпустить доработанную версию KS750 с прицепом от BMW. Правда модель так и не выпускалась в массовом производстве, поскольку предыдущий заказ от государства на 40 000 экземпляров моделей с коляской не был выполнен в полной мере, остановившись на выпуске примерно 17 000 мопедов.

На протяжении всего военного времени немцами выпускался мотоцикл на гусеничном ходу. Такое новшество было удивительно не только для противников, но и для самой Германии. Модель получила название Kettenkrad и выпускалась в течение пяти лет, за которые было создано около 8,5 тысяч таких аппаратов. За счет установленных гусениц была значительно повышена проходимость байка в самых сложных условиях. Правда при поворотах техника частенько переворачивалась, в то время как водитель не успевал спрыгнуть из-за сложностей посадки. Более того значительный вес агрегата не позволял подниматься по склонам диагональной траекторией.

Так же как и все немецкие мотоциклы второй мировой, Kettenkrad имел большой двигатель объемом в полтора литра. Правда, внешним видом такой аппарат скорее напоминал боевую машину пехоту малых размеров, нежели мотоцикл. На нем удобно было перевозить людей. Также радовала легкость управления, пусть и с небольшими недочетами, однако для байка с такими габаритами задумка была очень неплохой. Гусеничный мотоцикл вермахта, при всем обилии железного покрова, весил довольно немного – всего 325 килограмм. Для двигателя объемом в 1,4 литра, выдававшего 26 лошадиных сил, такая масса не доставляла особых проблем.

Немецкие агрегаты произвели большое впечатление не только на советских производителей. После войны было создано много зарубежных аналогов модели BMW R71. Например, Харлей позаимствовал у БМВ четырехступенчатую КПП и привод карданного вала на заднюю часть мотоцикла.

BMW R75

Немецкий гусеничный мотоцикл являлся не самым ярким транспортом второй мировой. Это звание по праву досталось агрегату BMW R75. Оппозитный мотор с двумя цилиндрами и расположением клапанов в верхней части произвел фурор в моторопроизводстве. Система зажигания была оснащена автоматической стабилизацией угла опережения подачи искры. При своем немалом весе байк был достаточно маневренным и проходимым. Кроме того, отличные показатели характеристик, выдаваемые двигателем объемом в 750 см.куб. позволяли мотоциклу легко ускоряться и набирать скорость до 90 км/ч.

Причина легкости управления заключалась в приводе не только на заднюю часть мотоцикла, но и на колесо коляски. Более того, для комфортного передвижения в холодных климатических условиях, пол коляски был оборудован системой отопления. Водителя грела система подачи воздуха от мотора.

В то время мобильные операции, выполняемые немецкой армией, не представлялись без этого агрегата. BMW R75 стоял на вооружении у различных соединений вермахта. На них ездили все — от пехотных войск до десантуры.

Кроме отличной проходимости агрегат мог похвастаться хорошей грузоподъемностью. Даже с пассажирами аппарат мог тянуть за собой 450-ти килограммовый прицеп, например, противотанковые установки или минометы.
Можно сказать, что BMW R75 — универсальный немецкий мотоцикл 2-й мировой войны. Он служил не только для перевозки офицеров и техники, но также использовался как машина связи или разведки. Существовали мотоциклетные роты, состоявшие почти на 65% из таких агрегатов.

Аппарат весил порядка 660 килограмм с прицепленной коляской. Это делало его одним из самых тяжелых мотоциклов того времени. Как ни странно, такой вес мало влиял на проходимость. Кроме того, во время движения он был очень устойчивым и маневренным. Удивлял и расход топлива. В стандартной комплектации без установки дополнительного бензобака R75 мог проехать 340 километров без дозаправки.

В заключение можно сказать, что системы, установленные на военные немецкие мотоциклы, стали пользоваться огромным спросом. Советские аналоги Bmw R75 до сих пор используются в сельских районах нашей страны и даже на улицах города.

Рекомендуем прочитать:

Первые модели, основные отечественные производители

Какие использовались мотоциклы Вермахта

Во время Первой Мировой мотоциклы неплохо показали себя на фронте – они использовались курьерами и разведчиками, поэтому нет ничего удивительного в возникновении перед началом Второй Мировой воинских подразделений на мотоциклах.

И для связи, и для разведки

Промышленность Германии специально для этих целей разработала целую линейку новых моделей мотоциклов с объемом двигателей от 125 см3 до 800 см3. Самыми известными моделями второй мировой до сих пор остаются легкие мотоциклы NSU, Triumph, Victoria, ну и конечно же, тяжелые мотоциклы с коляской – BMW и Zundapp.

Легкие мотоциклы предполагалось использовать для связи и разведки, тяжелые – для передвижения частей, подвозки боеприпасов, патрулирования и даже для перевозки легких орудий парашютно-десантных войск, правда, от этой идеи потом отказались – орудия отказались слишком тяжелыми.

Как писал в агитационной брошюре майор Хассо фон Мантейфель, использование моторизованных подразделений не предполагало, что они будут противостоять превосходящим силам противника. Мотоциклистами предполагалось усиливать пехоту, мотопехоту и бронеавтомобильные части. Это должны были быть высокомобильные подразделения, которые в случае непредвиденной ситуации можно было легко перебросить с одной части фронта на другую.

Специалистами вермахта была тщательно продумана экипировка мотоциклистов, разработана система спецсигналов флажками и звуками клаксонов.

От карабинов до минометов

Согласно статье того времени в итальянской газете «Джорнале д’Италиа» батальон немецких мотострелков включал в себя три мотоциклетные роты и роту тяжелого вооружений. Боевую мощь составляли три противотанковых орудия, четыре мортиры,15 минометов, 12 станковых пулеметов, 61 ручной пулемет и 900 карабинов. До 1941 года было сформировано 16 таких батальонов, а с началом Великой Отечественной подобные батальоны появились в составе дивизий мотопехоты, танковых дивизий и в СС.

Кроме этого, в каждой дивизии были сформированы батальоны разведчиков, в которых обязательно одна рота была укомплектована мотоциклистами.

Мотоциклы использовались не только в спецподразделениях. Они обязательно были при штабах, на батареях – на них ездили санитары и дальномерщики. На мотоциклах подвозили боеприпасы.

Да забыли про овраги.

Реальность, как это обычно бывает, внесла свои коррективы: вплоть до войны с Советами гитлеровцам так и не удалось проверить мотоциклы в реальной боевой обстановке.

Аннексия таких стран, как Австрия, Чехия, Судеты и Моравия, прошла быстро и бескровно. Единственная неприятность, которая встречалась в Европе «фрицам на мотоциклах» – дождь и ветер. Дороги были превосходными.

Война во Франции выявила только положительные моменты. Дороги были по-прежнему превосходные, и оказалось, что эвакуировать раненых на мотоциклах – очень эффективно. После захвата Франции и Бельгии в руки гитлеровцев попало много французских и бельгийских мотоциклов, которые тоже собирались использовать в армии.

Успешно мотоподразделения вермахта действовали и в Польше. Здесь они впервые вступили в реальную схватку с противником, а кроме того в Тухольской пуще им пришлось преодолевать реальное бездорожье, но все же мотоциклистам удалось показать себя с лучшей стороны: этому благоприятствовала погода – было сухо.

Однако в Польше прозвучал и первый «звоночек» — Кампиновская пуща и пески вокруг города Кельце для мотоциклистов оказались непроходимыми — без привода на коляску мотоциклы увязали в песке. Кроме этого, провалилась эксплуатация легких мотоциклов с объемом двигателя в 250 – 300 куб см. Они не переносили нагрузки, часто ломались, требовали бережного отношения и частого обслуживания. Их могли использовать только вестовые при штабах, так как у них было время на техобслуживание.

Просчеты были учтены и исправлены. Уже в 1940 году на вооружение Вермахта поступили тяжелые и мощные колясочные мотоциклы BMW и Zundapp с приводом на колесо коляски.

Мотоциклы во время Второй Мировой Войны. Немецкие мотоциклы

На дворе майские праздники и как дань уважения к подвигу наших предков, хочется сделать обзор мотоциклов, принимавших участие на линии фронта и на гражданке. Что еще, кроме мотоспорта развивает мотоиндустрию? Война и гонка вооружений подстегнули развитие мотоциклов, потому что даже одна моторная единица способна изменить ход истории.

К моменту начала Второй мировой войны немецкие мотоциклы имели преимущество, поэтому с них мы и начнем наш обзор.

Вспоминаем курс истории. После первой мировой войны Германия была унижена и по договору она не имела права развивать оборонную промышленность в полной мере. Граждане страны не могли покупать достаточно дорогие на тот момент автомобили, зато мотоцикл был по карману любому обычному жителю разрушенной страны.

Развитие мототехники получило сильнейший толчок. Компания BMW и популярная на тот момент Zundapp вступили в конкуренцию за первенство на новом рынке.

BMW переключилась с рынка железнодорожных запчастей, а Zundapp до разработок мотоциклов занималась изготовлением снарядов и детонаторов.

Мотоциклы BMW

До 1924 года BMW выпускала гражданские мотоциклы, двигатель которого копировал английский оппозитный Douglas, но ближе к 1930 годам мотоцикл начал приобретать уже знакомые черты. Именно к этому времени BMW презентовал новую модификацию, получившую название R32, а первой реальной военной разработкой стал R35.

Новинки, введенные в строение мотоциклов к 1930м. годам:

  • Карданная передача вместо цепного привода. Кардан более удобен и безопасен в условиях военной нагрузки, требует меньших затрат и изнашивается меньше цепи
  • Телескопическая передняя вилка и вилка с гидравлическими амортизаторами

Модели мотоциклов компании BMW:

Мотоциклы BMW разрабатывались с разными комплектациями для перевозки оружия, боеприпасов и транспортировки раненных. Отдельными версиями были мотоциклы для отрядов мотовойск и патруля-полиции. Мотоциклы имели кофры, крепления для орудий, даже кофры под автомат. Отличались большой грузоподъемностью и ремонтоспособностью, выпускались как с колясками так и одиночки-соло.

BMW зарекомендовал себя с наилучшей стороны, да еще и произвел целый фурор моделью R71, которая стала универсальной и одной из самых популярных.

Мотоциклы Zundapp

Более дорогие в производстве мотоциклы Zundapp плотно вошли в немецкую армию с 1940 года. KS750 стал одним из самых тяговитых представителей мотоциклетных войск Вермахта. Модель повышенной проходимости могла форсировать мелкие водные преграды с полном погружением двигателя. Но погружение должно было быть коротким, чтобы мотоцикл не захлебнулся.

Регулируемая подвеска позволяла приспособиться к трудностям маршрута. Привод на коляску и запасной фильтр бензобака, суть которого заключается в помощи мотоциклу перемещаться даже с пробитым баком.

Компания Zundapp обонкротилась в 1984 году, однако запомнилась как производитель военных мотоциклов повышенной проходимости.

Kattenkrad он же Sd. Kfz. 2

Верхушка айсберга среди тяговитых мотоциклов. Kattenkrad — гусеничный мотоцикл с двигателем от компании Opel в полтора литра заменял основную гужевую силу, перетаскивая тяжелые орудия и даже самолеты. Самый грузоподъемный вид мототранспорта в армии противника. Очевидными минусами такой разработки стали сложности в проходимости в диагонали на возвышенности, крайне неудобная посадка и высота сидения, из-за которой пилот с явным трудом покидал свое место в случае беды. А переворачивался Kattenkrad достаточно часто, особенно на резких и крутых поворотах.

DKW — Dampf Kraft Wagen

Немцы придумали свое сокращение для мотоциклов этой фирмы – Des Knaben Wunschили, Das Kleine Wunder, что переводится как «мечта мальчишек» и «маленькое чудо».

Маленькие и юркие мотоциклы в рядах немецкой армии, со скромными габаритами и маленькими объемами двигателя, стали очень популярны вне фронта за размеры и экономичность.

Общий итог: последствия Первой Мировой Войны заложили благотворную почву в Германии для успешного развития мотоциклетной индустрии и целой ниши этого вида транспорта. К началу Второй Мировой Войны и в разгаре конфликта, мотоциклетная промышленность вышла на новый виток развития, улучшая характеристики проходимости, выносливости техники и ремонтоспособности в условиях, как говорится — на коленках.

Digestua › Блог › Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Были версии немецкой мототехники с установленными минометами, огнеметами и ручными фауст-патронами (гранатометами). К тому же тяжелый немецкий мотоцикл мог буксировать даже легкие артиллерийские орудия или везти прицеп с боеприпасами. Одним словом, мотоцикл у немцев был довольно серьезной боевой единицей.

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R12, BMW R71, BMW R75 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов “Днепр” и “Урал” в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

По кооперации московский завод ЗИС (в последствии ЗИЛ) разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (в последствии завод АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Параллельно производство М-72 организовывали на Харьковском мотоциклетном заводе. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего же в 1941 году в Москве и Харькове успели изготовить 448 и 123 мотоцикла соответственно, Этого катастрофически не хватало для армии.

Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище “Валуй”.
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 обмин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом “Урал”.

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Сюда в 1941-м был эвакуирован Харьковский мотоциклетный завод. ГМЗ также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году Горьковский мотозавод был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Но под выпуск тяжелых мотоциклов с коляской Киевский мотозавод реконструировали и значительно расширили. И тогда же началась легендарная история КМЗ, как производителя всем известных мотоциклов с коляской. И началась она тоже с М-72. К середине 50-х сформировалось два ключевых завода по производству тяжелых мотоциклов М-72 — ИМЗ и КМЗ. Эту специализацию они сохранили и в 2000-х.

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

Мотоциклы Второй Мировой войны.

BMW R75 с коляской

Производитель: Bayerische Motoren Werke AG, Munich, Germany

Год выпуска: 1943

Двигатель: BMW, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 746 см³, 26 л.с.

Количество передач, вперед-назад: 4−1

Габариты, мм: 2440×1750х1010

Тормоза: гидравлические сзади, механические спереди

Снаряженная масса, кг: 427

Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 7,92 мм

Скорость, км/ч: 92

R75 является, наверное, самым известным мотоциклом Второй Мировой войны. Многие особенности конструкции современных мотоциклов БМВ впервые нашли применение именно на этой модели. Мотоцикл был полноприводным, при этом коляска имела характерный дизайн, с отделением в задней части для перевозки аммуниции и боекомплекта пулемета. Солдаты окрестили это отделение «сундук для шнапса». Общий выпуск составил 16510 штук.

Производитель: Auto-Union AG, Werke DKW, Zschopau, Germany

Год выпуска: 1942

Двигатель: DKW, двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения, 498 см³, 16 л.с., топливо смешанное

Количество передач: 4, с ножным и ручным переключением

Габариты, мм: 2160×860х940

Снаряженная масса, кг: 186

Скорость, км/ч: 105

ДКВ был самым крупным производителем мотоциклов в довоенной Германии, мотоциклы этой марки были неоднократными призерами в различных спортивных состязаниях. Представленный здесь ДКВ был единственным мотоциклом с двигателем 0,5 л, который использовался Вермахтом в боевых действиях. Мотоцикл выпускался как в одноместном, так и в двухместном вариантах. Некоторое количество машин были выпущены с коляской.

Производитель: Victoria-Werke GmbH, Nuremberg, Germany

Год выпуска: 1937

Двигатель: Victoria HO, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 498 см³, 15 л.с.

Количество передач: 4, с ручным переключением

Габариты, мм: 2160×860х940

Снаряженная масса, кг: 241

Скорость, км/ч: 105

Обычный гражданский мотоцикл, при создании которого не предполагалось его военное применение. Фирма Виктория, начавшая свою деятельность с производства велосипедов, в 1900 году освоила и выпуск мотоциклов. С началом Второй Мировой войны, выпуск велосипедов был прекращен, и фирма призводила единственную модель мотоцикла — KR35WH с двигателем 350 см³. Мотоциклы KR9 были закуплены для нужд армии из числа произведенных до войны и остававшихся на складах дилеров, а также у гражданских лиц. Однако большой вес, малый клиренс и ненадежная задняя подвеска ограничивали применение KR9 дорогами с усовершенствованным покрытием.

Производитель: Zundapp-Werke GmbH, Nuremberg, Germany

Год выпуска: 1940

Двигатель: Zundapp HO, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 597 см³, 28 л.с.

Количество передач: 4, с ножным и ручным переключением

Габариты, мм: 2160×810х915

Снаряженная масса, кг: 205

Производство мотоцикла модели К500 началось в 1933 году, а в 1937 году ей на смену пришла модель KS600. Отличия были небольшими, в основном они коснулись привода механизма газораспределения — цепной был заменен шестеренчатым. KS600 был самым быстрым мотоциклом германской армии. В период с 1937 по 1941 год было выпущено 18000 экземпляров, из них бóльшая часть с коляской. Данный экземпляр предлагается в варианте «соло».

Zundapp KS750 с коляской

Производитель: Zundapp-Werke GmbH, Nuremberg, Germany

Год выпуска: 1940

Двигатель: Zundapp HO, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 751 см³, 26 л.с.

Количество передач, вперед-назад: 5(включая ползущую) −1

Габариты, мм: 2390×1650х1010

Тормоза: гидравлические сзади, механические спереди

Снаряженная масса, кг: 400 с коляской

Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм

Скорость, км/ч: 95

Разработка модели KS750 была осуществлена по заказу Германского Министерства Обороны, поставившего задачу создания мотоцикла с коляской и приводом на все колеса. Обычные мотоциклы с коляской не удовлетворяли требований военных по проходимости на грунтовых дорогах. В 1940 году полноприводный KS750 был представлен на испытания, после успешного завершения которых началось его массовое производство. На этом мотоцикле Цюндапп также впервые применил V-образный двигатель (угол развала 170°). До 1944 года было выпущено 18635 мотоциклов.

Moto Guzzi Alce Motorcycle

Производитель: Moto Guzzi, Italy

Год выпуска: 1939

Двигатель: Moto Guzzi, одноцилиндровый, бензиновый, с воздушным охлаждением, 499 см³, 13,2 л.с.

Количество передач: 4, с ручным переключением

Габариты, мм: 2260×810х1090 (по рукояткам пассажирского сиденья)

Снаряженная масса, кг: 167

Грузоподъемность, кг: 121

Вооружение (могло быть установлено): пулемет Breda Модель 37 калибр 8-мм с треногой

Скорость, км/ч: 88

Модель Альче, выпуск которой начался в 1939 году, явилась дальнейшим развитием модели G17. Основными отличиями были четвертая передача в трансмиссии и индикатор включенной передачи. Мотоцикл был предназначен для придания мобильности подразделениям пулеметчиков, однако на практике мог везти либо пулеметчика, либо пулемет — но не двоих сразу. Тем не менее, до конца войны выпустили около 7000 Альче.

Производитель: Ariel Motors Ltd., Birmingham, England

Год выпуска: 1940

Двигатель: Ariel, бензиновый, верхнеклапанный, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением, 348 см³, 12,8 л.с.

Количество передач: 4, с ножным переключением

Габариты, мм: 2130×760х1066

Снаряженная масса, кг: 159

Скорость, км/ч: 112

Мотоцикл Ариель W/NG начал поступать на вооружение Британской армии в 1940 году. Некоторое количество машин было передано армии Франции. Конструкция мотоцикла базируется на спортивной модификации довоенного Ариель NG. Военный мотоцикл получил увеличенный дорожный просвет, а также ряд других изменений. В частности, детали из литых алюминиевых сплавов, где это было возможно (кожухи сцепления, коробки передач, привода) были заменены деталями из штампованной стали.

Производитель: Norton Motors Ltd., Birmingham, England

Год выпуска: 1940

Двигатель: Norton, бензиновый, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением, 490 см³, 12 л.с.

Количество передач, вперед-назад: 4, с ножным переключением

Габариты, мм: 2170×760х990

Снаряженная масса, кг: 176

Скорость, км/ч: 105

К моменту начала Второй Мировой войны Нортон 16Н уже широко использовался в Британской армии. С началом боевых действий, в конструкцию был внесен ряд изменений — усилена рама, добавлены ограничители хода передней вилки, увеличен дорожный просвет. Выпускались также версии мотоцикла с коляской и «пустынная» модификация с увеличенным воздушным фильтром. Всего выпущено около 100 000 мотоциклов.

Velocette MAF Motorcycle

Производитель: Velocette Ltd., Hall Green, Birmingham, England

Год выпуска: 1942

Двигатель: Velocette, бензиновый, верхнеклапанный, воздушного охлаждения, 349 см³, 14,9 л.с.

Количество передач: 4, с ножным переключением

Габариты, мм: 2160x711x1016

Снаряженная масса, кг: 154

Скорость, км/ч: 105

MAF был военной версией гражданского мотоцикла МАС, производство которой началось в 1940 году. С началом войны фирма перепрофилировалась на выполнение военных заказов, однако вскоре от союзной Франции поступил заказ на мотоциклы МАС. Транспорт с первой партией этих мотоциклов был атакован и уничтожен, а вскоре Франция капитулировала и была оккупирована. На фирме Велосетт осталось около 1200 мотоциклов, так и не отправленных заказчику. Однако к ним внезапно проявило интерес Британское Военное ведомство, потребовав лишь внести в конструкцию ряд изменений. Так появилась модификация MAF, с усиленными рамой и трансмиссией и сниженными степенью сжатия и передаточным числом. До конца войны, было изготовлено 950 мотоциклов MAF и 1200 МАС.

Fabrique Nationale Tricar 12T3

Производитель: Fabrique Nationale (FN), Herstal, Belgium

Год выпуска: 1939

Двигатель: FN M12 SM Boxer, 2-цилиндровый, бензиновый, с воздушным охлаждением, 992 см³, 22 л.с.

Количество передач, вперед-назад: 4−1, с ручным переключением

Габариты, мм: 3150х1750×1070

Снаряженная масса, кг:

Вооружение (могло быть установлено): пулемет Vickers

Скорость, км/ч: 80

ФН был достаточно известным производителем мотоциклов для своего времени. Многие конструкционные решения, впервые примененные на мотоциклах ФН, были позднее использованы фирмами БМВ и Цюндапп. Трицикл 12Т3 создан на базе одного из самых массовых мотоциклов сколяской ФН модели М12. Вместо заднего колеса на мотоцикле были установлены ось автомобильного типа с рессорной подвеской и универсальный кузов. Грузоподъемность трицикла составляла 500 кг. Некоторое количество машин были выпушены со смонтированным в задней части зенитным пулеметом. За два года было выпущено более 400 трициклов.

Cushman 53 Autoglide Scooter

Производитель: Cushman Motor Works, Lincoln, Nebraska

Год выпуска: 1944

Двигатель: Husky 16M71, бензиновый, одноцилиндровый, воздушного охлаждения, 244 см³, 4,6 л.с.

Количество передач: 2

Габариты, мм: 1955x584x965

Тормоза: механические, только сзади

Снаряженная масса, кг: 116

Скорость, км/ч: 65

Кашмен 53 начал поступать в войска в марте 1944 года. Машина разработана как вспомогательное транспортное средства для парашютистов, с возможностью десантирования на отдельном парашюте. Кроме представленной здесь версии, выпускались варианты с коляской и трициклы (два колеса спереди). Выпущено 4734 штуки.

Harley-Davidson UA Motorcycle with Sidecar

Производитель: Harley-Davidson Motor Co., Milwaukee, Wisconsin

Год выпуска: 1942

Двигатель: Harley-Davidson, V-образный, 2-цилиндровый, бензиновый, воздушного охлаждения, 1209 см³, 33 л.с.

Количество передач: 3, с ручным переключением

Габариты, мм: 2426x1752x1498 (со стеклом)

Снаряженная масса, кг: 385

Вооружение (могло быть установлено): пулемет Thompson, М1928А1 или М1А1 11,4-мм

Скорость, км/ч: 88

Модель UA представляла собой довоенную машину U, а литера «А» обозначала исполнение «армейский». С 1939 по 1941 год для армии США было изготовлено 670 мотоциклов. Еще 1597 штук выпустили в 1942 году для действий в Северной Африке. В ограниченных количествах, мотоциклы продолжали выпускать до конца войны. Отдельные мотоциклы эксплуатировались в Военно-морских силах. Часть машин была оснащена коляской.

Harley-Davidson 42XA Motorcycle

Производитель: Harley-Davidson Motor Co., Milwaukee, Wisconsin

Год выпуска: 1942

Двигатель: Harley-Davidson НО, 2-цилиндровый, бензиновый, воздушного охлаждения, 738 см³, 23 л.с.

Количество передач: 4, с ножным переключением

Габариты, мм: 2286x914x1016

Снаряженная масса, кг: 238

Вооружение (могло быть установлено): пулемет Thompson, М1928А1 или М1А1 11,4-мм

Скорость, км/ч: 105

42ХА выпускался в ограниченных количествах с 1942 года. Он представлял собой практически полную копию немецкого БМВ R12, захваченного как трофей в Северной Африке. Тем не менее, в этом мотоцикле все-же угадываются фамильные черты Харлея. Очень редкая комплектация — дисковые колеса с увеличенными шинами для движения по песку. Выпущено около 1000 штук.

Indian 841 Motorcycle

Производитель: Indian Motorcycle Co., Springfield, Massachusetts

Год выпуска: 1941

Двигатель: Indian FDO V-twin, бензиновый, 2-цилиндровый, с воздушным охлаждением, 744 см³, 24 л.с.

Количество передач: 4, с ножным переключением

Габариты, мм: 2305x933x1030

Снаряженная масса, кг: 256

Вооружение (могло быть установлено): пулемет М1928А1 или М1А1 11,4-мм

Скорость, км/ч: 96

Разработку стандартного военного мотоцикла одновременно поручили Харлей-Девидсон и Индиан. Двигатели на обеих машинах были двухцилиндровыми V-образными, с углом развала 90°. У Харлея он был скопирован с двигателя БМВ, у Индиана собственной разработки. На мотоцикле предусмотрено место для установки пулеметной треноги. До 1942 года выпущено чуть более 1000 Индианов 841, после чего командование решило отказаться от военных мотоциклов в пользу автомобилей-джипов.

Выпускался на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев)

Двигатель: бензиновый, 2-цилиндровый,4х тактный, с воздушным охлаждением,746 см³ , 22 л.с.

Габариты: 2380 х1590х1000

Коробка передач 4-х скоростная

Трансмиссия карданный вал

Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг

Максимальная скорость 110/95 км/ч

советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.

Какие использовались мотоциклы Вермахта


-1-
Впервые мотоциклетная часть была сформирована летом 1935 года на полигоне в Мюнстере во время маневров танковой дивизии. Сводный мотоциклетный батальон образовали из многочисленных мотоциклетных подразделений вермахта. В ходе учений батальон показал хорошую маневренность и огневую мощь.

Вскоре были сформированы новые мотоциклетные части. Это были как мотоциклетные батальоны(Auflaerungs-regiment(motorisie rt)) так и мотоциклетные роты в составе мотопехотных полков и разведывательных пол¬ков и дивизионов. Несколько кавалерийских полков также усилили мотоциклетными ротами и батальонами.

В 1936-37 г.г. сформировали три мотоциклетных батальона, которые вошли в состав 1-й. 2-й и 3-й танковых дивизий. 2-й мотоциклетный батальон 2-й танковой дивизии в ходе аншлюса Австрии совершил трудный марш из Линца в Вену, потеряв из-за поломок всего несколько машин. В 1938-39 г.г. формирование новых частей продолжилось.

1 сентября 1939 года к участию в польской кампании привлекли мотоциклетные батальоны 1-й. 2-й и 3-й танковых дивизий. 6-й мотоциклетный батальон, приданный 1-й легкой дивизии. а также 1-й мотоциклетный батальон 7-го разведывательного полка 2-й легкой дивизии. В 3-й легкой дивизии 11. мотоциклетный батальон входил в состав 9-го мотопехотного пол¬ка. В 9-м разведывательном полку (Aufklaerungs-Regiment (motorisiert))4-й легкой дивизии мотоциклы были собраны в составе I. батальона.

Впервые в бой мотоциклетные части вермахта вступили в сентябре 1939 года в Польше. В первый же день войны мотоциклистам пришлось преодолевать пересеченную местность. 3-я танковая дивизия шла через Тухольский бор. а 2-я танковая дивизия насту-пала в гористой местности. В дальнейшем мотоциклисты сумели добиться успехов. 4 сентября 1939 года мотоциклетные части успешно действовали под Пётркувом. Отсутствием мотоциклетного батальона в составе 4-й танковой дивизии можно в какой-то мере объяснить провал первой атаки дивизии на Варшаву 8/9 сентября. Неразвитая дорожная сеть в Польше не позволила в полной мере раскрыть возможности мотоциклетных частей, однако сухая погода благоприятствовала колесному транспорту. Непроходимыми для мотоциклистов оказалась Кампиновская пуша и некоторые районы вокруг Кельце. Командующие 1-й и 3-й легкой дивизии докладывали, что мотоциклы без привода на колесо коляски очень сильно вязнут в песке. Только легкие мотоциклы могли двигаться по бездорожью. однако такие машины использовали в основном курьеры.

Кампания в Польше показала, что мотоциклетные части очень уязвимы для ружейного огня, а отсутствие тяжелого вооружения не позволял мотоциклистам уверенно бороться с противником. Опыт польской кампании заставил разработать мотоциклы с приводом на колесо коляски, а также пониженными передачами. Такими машинами стали Zuendapp KS750 и BMW R75.
Основные 1И1П.1 мотоциклов
Основными поставщиками мотоциклов для вермахта и войск СС были заводы BMW в Мюнхене и Zuendapp в Нюрнберге. Кроме того, мотоциклы поставляли другие фирмы: Ardie. DKW. NSU. Victoria. Triumph и др.

BMW
Заводы Bayerischen Motoren Werke в период 1-й Мировой войны поставляли императорской армии самолетные моторы. В 1922 году фон Фриц сконструировал четырехтактный двухцилинлровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения М2В15. Фирма BMW освоила выпуск мотоциклов. и в середине 20-х голов XX века появились первые удачные машины с бело-голубой эмблемой

Среди легких мотоциклов следует отметить BMW R39 образца 1925 года с двигателем OHV объемом 250 смЗ и мощностью 6.5 л.с. а также R2. выпускавшийся в период с 1931 по 1936 г.г. и оснащенный двигателем OHV емкостью 200 смЗ. У этих мотоциклов ведущее колесо было подрессорено, а при¬вод осуществлялся с помощью карданного вала. Рама и передняя вилка штампованные. Первые заказы для армии фирма BMW выполнила в конце 20-х годов. Для рейхсвера выпускались мотоциклы R52 и R62. оснащенные двигателями объемом 500 и 750 смЗ и мощностью 12 и 18 л.с, соответственно. Очередной крупный заказ был размещен в 1932 году, когда рейхсвер заказал мотоциклы BMW R4 с одноцилиндровым двигателем объемом 400 смЗ и мощностью 12/14 л.с. Этот достаточно простой, а потому надежный мотоцикл планировалось использовать для учебных целей и для оснащения курьерской службы. На практике R4 встречались и в боевых частях, особенно в первые годы войны.
Другими, менее распространенными моделями были BMW R3 с двигателем объемом 200 смЗ. а также R20 и R23 с двигателями объемом 200 и 250 смЗ и мощностью 8 и 10 л.с. соответственно.”
Следующей моделью легкого мотоцикла стал BMW R35. выпуск которого начался в 1937 году. R35 оснащался одноцилиндровым двигателем объемом 350 смЗ и мощностью14 л.с В Польше R35 получил прозвище «ослик». У мотоцикла была передняя вил¬ка телескопического типа. Двигатель располагался продольно, а привод на заднее колесо обеспечивался через кар¬данный вал. Главные элементы двигателя: головка цилиндра, картер и поршень изготавливались из алюминиевых сплавов. Это обеспечивало хорошее охлаждение двигателя и снижало массу машины. Мотоцикл оснащался четырехступенчатой коробкой передач и сухим сцеплением. Карданный вал передавал крутящий момент на заднее колесо через коническую передачу. Распредвал. расположенный в головке цилиндра, управлял работой клапанов и отбирал мощность от коленчатого вала с помощью цепной передачи. Карбюратор SUM. магнето OHV. Три горловины карбюратора попеременно включались с помощью перепускного устройства. Бензобак емкостью 12 л изготавливался из металлического ли¬ста методом штамповки. Рама также штампованная. Тормоза полудисковые. механические. Армейская модификация оснащалась металлическим кожухом, закрывающим двигатель снизу. Хромированные части закрашивались черной матовой краской RAL Antracit Schwarz. Мотоциклы этого типа выпускались до октября 1940 года. В 1947 году выпуск R35 наладили в СССР под маркой ЭМВ 47.Среди реквизированных машин встречались мотоциклы BMW R5/51/ 61, оснащенные нестандартными колясками фирм Stoewe или Royal.Завод BMW одновременно выпускал и тяжелые мотоциклы для мотоциклетных частей вермахта. Особенно удачной моделью был BMW R12. который в период с 1935 по 1941 год выпустили серией в 36000 штук. На мотоцикле стоял двухцилиндровый двигатель объемом 750 смЗ и мощностью 18 л.с. Приемистый двигатель позволял использовать мотоцикл как в одиночном варианте, так и оснащать его коляской. Передняя вил¬ка имела новый для того времени телескопический амортизатор.В 1938-1941 годах выпускались еще два типа мотоциклов: BMW R61 и R71. На этих машинах стояли двухцилиндровые двигатели объемом 600 и 750 смЗ мощностью 18 и 22 л.с. R61 и R71 по популярности уступали R12. Перед войной оба типа мотоциклов выпускались на экспорт по заказу голландской армии.
Однако самым известным армейским мотоциклом стал BMW R75. Этот мотоцикл был создан для участия в конкурсе внедорожников. Первый серийный R75 был собран на заводей в Айзенахе в мае 1941 года. До октября 1944 года было выпущено 16545 мото-
циклов этого типа. BMW R75 выпускался как в одиночном варианте, так и в варианте с коляской. Коробка пере¬дач имела специальные пониженные передачи, ‘задний ход. обеспечивала привод колеса коляски, ведущие коле¬са имели гидравлические тормоза.

-10-

фото из личных архивов

Надежность этого мотоцикла была потрясающая. многие экземпляры активно эксплуатируются в наши дни!!

фото сделаны в краеведческом музее г. Волгограда

Ссылка на основную публикацию