История развития компании Ducati

МОЙ МОТОЦИКЛ

История Ducati неразрывно связана со спортом. Созданное почти случайно в конце 40-х производство мотоциклов уже в начале 50-х пошло на спад. Надо было срочно спасать положение, и компания решила, что лучшим выходом будет заявить о себе в гонках. Стараниями Фабио Талиони идея была воплощена в жизнь. Так Ducati стала компанией, которая создавала гражданские байки на основе гоночных, а не наоборот и, невзирая на отнюдь не феноменальные (поначалу) успехи в спорте, навсегда осталась «самой гоночной».

Как это не парадоксально, но история самого «гоночного» мотобренда начиналась отнюдь не с мотоциклов. Основанная в 1926 году семейством Ducati (братья Bruno Cavalieri, Adriano и Marcello) компания начинала с производства электроники. К началу второй мировой войны на службе у «Societa Radio Brevetti Ducati» — именно так основатели «обозвали» свой бизнес — состояло более 10 тысяч человек, а производимые компанией радиоприемники, электронные компоненты и даже фотоаппараты были известны во всем мире. Дела шли, и братья не помышляли о смене рода деятельности. Свои коррективы внесла война.

По окончании Второй Мировой жизнь в Италии сильно изменилась. Благополучие и достаток развивающегося государства сменились разрухой и нищетой. Страна погрузилась в эпоху унылого послевоенного существования. Уничтожено было все, включая транспортную инфраструктуру. Тотальная бедность и почти полное отсутствие общественного транспорта толкало итальянцев на поиск недорогой альтернативы пешей ходьбе. Логично, что ею стал велосипед.

Идея, возникшая в голове итальянского инженера Aldo Farinelli, казалось, лежала на поверхности, однако в голову пришла только ему. Спустя месяц после окончании войны на принадлежавшей ему небольшой фабрике SIATA он наладил производство небольшого 50-ти кубового двигателя, который по задумке автора следовало крепить на велосипед. Мысль оказалась настолько удачной, что уже через некоторое время заводик перестал справляться с заказами и Aldo Farinelli согласился продать лицензию более крупной компании. Ею стала национализированная в конце войны Ducati. К 1950 году завод в Borgo Panigale (Болонья) произвел 200 тысяч «щенков» — так мотор назвали из-за характерного звука выхлопа, напоминающего лай щенка. Кроме двигателей к тому времени на заводе собирали и первый мотоцикл Ducati — 65-кубовый TL-65. Столь грандиозный успех, казалось бы, сомнительного начинания многое изменил. Мотоциклетное подразделение более не напоминало бизнес ради дополнительного заработка и требовало постоянного внимания. Потому в 1953 году компания была разделена на две: Ducati Meccanica SpA и Ducati Elettrotecnica (последняя была переименована еще раз в 1980 году в Ducati Energia).

1954 год ознаменован событием, предопределившим путь развития компании. Им стал приход в Ducati молодого и талантливого инженера Fabio Taglioni. Фабио стал автором большинства нововведений Ducati, в том числе и уникальной технологии Desmo. Его технический гений сделал Ducati звездой мотоспорта.

Разработанный Fabio Taglioni одноцилиндровый 98-ти кубовый девятисильный мотоцикл стал родоначальником победоносной серии мотоциклов Ducati. Первую серьезную победу байк завоевал в 1955 году. Gran Sport под управлением талантливого пилота Gianni Degli Antoni выиграл девятидневную гонку Motogiro d’Italia в своем классе. При этом он опередил большинство 250-ти кубовых конкурентов и даже более современные Benelli. Даже создатель Marianna (100cc) — так был назван мотоцикл позднее, был удивлен результатом, продемонстрированным Антони. Феноменальный успех Gran Sport вынудил компанию ускорить работу над новой 125-ти кубовой моделью, которая должна была принять участие в гонках Гран-При — на тот момент самых престижных мировых соревнованиях. Талиони создал байк в рекордные сроки. 15 июля 1956 года мотоцикл был представлен 40-ка тысячной армии поклонников мотогонок на Гран-при Швеции. Вместе со всеми знакомился с байком и Дельи Антони… Впрочем, не взирая на трудности, Дегли выиграл гонку в Швеции, опередив Олле Нигрена на 3 секунды, и принес Ducati первую победу в Гран-При.

Правда, грандиозные успехи Ducati на гоночном поприще продолжались недолго. Двумя месяцами спустя, на практике, предшествующей Гран-При Италии, Дельи Антони погибает, не справившись с управлением. Заменивший же его Альберто Гандосси оказался не в состоянии повторить успех Антони. В результате, Ducati была вынуждена отказаться от своей гоночной программы на весь 57 год, сосредоточившись только на разработке новых и совершенствовании существующих продуктов. А уже в 1958-м мотоциклы Ducati DESMO уверенно выступали в гонках Больших Призов, поставив под сомнение доминирование MV Agusta. Хотя до чемпионских титулов дело так и не дошло, этот успех Ducati стал едва ли не самым главным в истории компании — ибо уже несколько лет спустя место лидеров надолго закрепилось за японскими производителями.

В октябре 1959 года Fabio Taglioni приступил к работе над новым двухцилиндровым 250-ти кубовым мотором. В его основу лег хорошо зарекомендовавший себя 125-ти кубовый двигатель Ducati. А 10 декабря 1959 года генеральный директор компании Ducati Механика Giuseppe Montano официально представил Mike Hailwood в качестве пилота нового мотоцикла DESMO 250сс. Майк должен был принять участие в гонках Чемпионата Мира 1960 года, старт которого был назначен на весну.

Невзирая на то, что испытания нового байка уж проводились в Монце, англичанин Майк потребовал дополнительных тестов. Он считал, что на медленной и неровной итальянской трассе мотоцикл не мог раскрыть весь свой потенциал, а потому его следовало проверить еще и в Silverstone (каждый кулик хвалит свое болото). Так, в марте 1960 байк прибыл в Великобританию. Следует отметить, что в чем-то он был прав. В первые же дни Майк смог проехать круг за 2 минуты 10 секунд и позднее продолжал улучшать свое время. К моменту же официального дебюта на английской трассе, который состоялся 9 апреля, Майк установил абсолютный рекорд круга и максимальной скорости, развив 147 км/ч.

Впрочем, на этом первая золотая эра Ducati и завершилась. Приход в гонки мотоциклов японских брендов поначалу вынудил европейские модели переходить в более “кубатурные” классы, а затем и вовсе на долгое время потеснил их из гонок Гран-При. Так, в 1961-м европейцам не осталось места в классах 125 и 250сс, а начиная с 1970-го их потеснили и в самом престижном, 500-кубовом классе. Еще 5 лет (в основном, стараниями Giacomo Agostini) первое место удерживала MV Agusta, однако переход первого пилота команды в Yamaha нанес сокрушительный удар по позициям европейских производителей в гонках Чемпионата мира. Примечательно, что в истории Гран-При того времени совсем не нашлось места для Ducati. Впрочем, ничего удивительного в том не было. Будучи государственным предприятием, Ducati в конце 60-х и начале 70-х не уделяла должного внимания гонкам. Правила игры диктовало государство, которое не видело в «покатушках» ровно никакого смысла.

Большой прорыв в технологическом развитии компании произошел в 70-х, когда свет увидел легендарный 750GT. Существует несколько гипотез о появления нового мотора. Особенно любопытна вот эта. В начале 60-х Fabio Taglioni, выполняя американский заказ, вел разработку четырехцилиндрового двигателя объемом 1300 см3. Двигатель был создан, однако, испугавшись результата (байк развивал скорость свыше 200 км/ч), заказчик отказался от затеи. Понимая, что спросом у широких слоев потребителей продукт пользоваться не будет, Талиони просто «разрезал» мотор пополам, немного увеличив объем “половинки”. Так появился двухцилиндровый L-образный 750-ти кубовый двигатель Ducati. Главным успехом DESMO-версии этого байка стала победа Пола Смарта на гонке “Имола-200”.


Следующей страницей в славной истории Ducati стал мотоцикл 900SS. История его успеха неразрывно связана с одной из главных легенд мировых мотогонок. Речь о триумфальном возвращении в мотоспорт Mike Hailwood после участия в гонках “первой” формулы. В 1977 году в Сильверстоуне он встретил Стива Уэйна. После недолгой беседы Уэйн предложил Майку попробовать новый байк Ducati. Майку понравился мотоцикл и в шутку он предложил Уэйну выступить на нем в гонке Isle of Man TT в будущем году. Стив, видимо, шутку не понял, и немного погодя Хэйлвуд подписал с ним контракт.

На гонку Уэйн привез три специально подготовленных байка Ducati. Мотоцикл развивал мощность 87 л.с. и превосходил даже четырехцилиндровый прототип Honda. Впрочем, не взирая на уровень подготовки, мощность байка и грандиозный талант Хэйлвуда, мало кто ожидал столь феноменального успеха. Майк выиграл не только Isle of Man TT, но и неделей спустя посрамил “непобедимых японцев” в Mallory Park!

В 1979 году на свет появилась самая быстрая серийная пятисоткубовая модель — Ducati 500 Pantah, которая позднее была дополнена версиями 350 и 600 сс. Между тем, в начале 80-х над компанией нависла угроза. Производство мотоциклов не приносило прибыли, и государство задумалось о продаже предприятия. В 1983 между корпорацией Cagiva, итальянским правительством и Ducati было заключено соглашение, и компания впервые за 40 лет сменила собственника. К счастью, новые владельцы не стали прикрывать лавочку (хотя логика именно этого от них и требовала) и производство мотоциклов было сохранено. Был сбережен и бренд, однако основные мощности работали на обеспечение силовыми агрегатами мотоциклов Cagiva. Впрочем, несмотря ни на что, именно братья Claudio и Gianfranco Castiglioni привели Ducati ко второй ее золотой эре.

Начало ее было положено 851-кубовым байком, сконструированным инженером Маssimo Bordi. В 1988 году Marco Lucchinelli выиграл первую гонку Мирового Чемпионата Супербайк в “Доннингтон-парке”. Уже в 1990-м модификация 851SBK под управлением Раймонда Роша завоевала первый чемпионский титул. За следующие 15 лет Ducati лишь пять раз(!) уступала корону чемпиона другой марке. Фактически, можно сказать, что Чемпионат Супербайк был создан специально для Ducati. С точностью до наоборот дела у итальянцев шли в гонках Гран-При. Лишь в 2001году, когда дела компании пошли в гору (что даже привело братьев Кастилиони к необходимости продать часть акций для расширения производства), Ducati обратила свои взоры в сторону королевского класса MotoGP. В декабре 2002 года свет увидел прототип гранприйного байка от Ducati-Desmosedici. А в 2003 году список участников мирового чемпионата Больших Призов пополнила красная команда. Примечательно, что в первый же сезон Ducati под управлением Лориса Капиросси смогла закончить сезон на 4-м месте. А в 2006 году пилот Ducati по итогам сезона стал третьим.

История марки Ducati

Услышав это название, любители адреналина готовы сорвать в почтении шляпы. Для них оно значит то же, что Porsche – для автомобилистов. Ducati – марка, прославившаяся не миллионными тиражами, а триумфальными победами в мировых чемпионатах супербайков. Владельцы двухколесных «ракет» этой итальянской фирмы автоматически зачисляются в привилегированный клуб «без красной зоны».

Двухколесные «итальянцы» заметно отличаются от себе подобных, и не только внешностью. Прежде всего, отсутствием красного сектора нежелательных оборотов на тахометре — десмодромный привод клапанов в моторах Ducati снимает эксплуатационные ограничения. Фактически все модели компании «заточены» под агрессивную спортивную езду. Показатель мощности их моторов реален, как ни у каких других — показывает стендовый замер «лошадок» на заднем колесе, а не на эфемерном коленвале двигателя. На Ducati можно принять участие в любых состязаниях супербайков безо всякого дополнительного тюнинга и форсажа — просто купи славное имя и стань лучшим. Это и есть нынешний конек компании — серийные мотоциклы, изначально пригодные для участия в шоссейно-кольцевых гонках. Но путь Ducati к славе был тернист и долог.

В 1926 году братья Андриано и Марчелло Дукати основали в городке Болонья компанию по производству радиотехники. Дело оказалось прибыльным: страна нуждалась в рупорах-громкоговорителях, разносящих бессмертные речи дуче. Потом повалили военные заказы на рации и оптические прицелы. Бизнес дал трещину лишь в конце 40-х годов, когда Италии потребовалось нечто более полезное, чем настенные динамики. Хозяева компании не смогли справиться с проблемами, и, чтобы рабочие не оказались на улице, государство ее национализировало, а потом начало подыскивать для Ducati новую производственную стезю. Стране был необходим дешевый транспорт, поэтому решили выпускать мототехнику.

Первой такой продукцией стали двигатели инженера Альдо Фаринелли — его компания Siata поначалу выпускала наборы для форсирования серийных Fiat, потом, после войны, — вспомогательные дешевые веломоторчики. Но маленькая компания не могла удовлетворить огромный спрос, поэтому Фаринелли согласился на предложение правительства — продать лицензию на выпуск моторчиков мощной в производственном плане Ducati, а сам занялся своим главным делом — созданием спортивных автомобилей и их тюнингом.

Так Ducati пережила новое рождение: бизнес резко пошел в гору, продукцию расхватывали на «ура». При этом компания вовсе не была монополистом. В стране исправно выпускались с пяток других «веломобилей», но «полтинник» Ducati, названный создателем Cucciolo («щенок»), выгодно отличался от продукции конкурентов отменной тягой на низах, что было крайне полезно в гористой Италии. И вот вам факты: из 120 тысяч мотовелосипедов, которые эксплуатировались в стране в 1950 году, ровно половина была оснащена «полтинником» Cucciolo.

Италия, оправившись после войны, постепенно пересаживалась на мотороллеры и легкие мотоциклы. Ducati решила откусить кусочек и от этого пирога. В 1952 году дебютировала модель Cruiser с горизонтальным верхнеклапанным 175-кубовым двигателем (1 цилиндр, 8 л.с.), электростартером и автоматической КПП – шедевр по тем временам. И именно поэтому машину ждал коммерческий крах – итальянцы оказались не в состоянии оценить ее по достоинству. Впрочем, эта неудача была компенсирована массированным ударом на малокубатур- ном фронте: сначала появился 55-кубовый 3-скоростной Cucciolo, затем 98-кубовый Cruiser (это уже полноценные мотоциклы с хребтовой рамой, телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской). Чуть позже дебютировала его “заряженная” до 6,5 сил модификация 98 Sport. Ducati сделала правильный ход – предложила дешевые и динамичные (байк Sport мог разогнаться до 95 км/ч!) мотоциклы.

В 1954 году пост главного конструктора в компании занял молодой инженер Фабио Тальони, с которого и началась звездная история Ducati. Первым делом он спроектировал 100-кубовый Ducati 100 Gran Sport, который не только приносил победы гонщикам-любителям, но и определил техническое развитие компании на пятнадцать лет вперед. Стремясь повысить мощность двигателя за счет увеличения оборотов, Тальони переместил распредвал в головку цилиндра. Привод осуществлялся вертикальным валом и двумя парами конических шестерен. Такая конструкция требовала минимальных допусков при изготовлении. Мотоцикл при весе всего 80 кг развивал скорость 130 км/ч, мощность мотора поднялась до 9 л.с. при 9000 об./мин. Характерная деталь, говорящая о многом, – не слишком совершенный (по нашим меркам) агрегат выдерживал перекрутку до 11500 об./мин.! Команда Ducati на Gran Sport немедленно взяла все призовые места в классе 100 кубиков.

Молодой Тальони не довольствовался достигнутым, которое, к тому же, было не столь уж и выдающимся. Он задумал техническую революцию. Речь идет о применении уже упомянутого десмодромного привода клапанов.

Дело в том, что высокооборотистые 4-тактные двигатели того времени страдали неприятной болезнью – зависанием клапанов. Они были достаточно тяжелыми, так что из-за инерции на высоких оборотах пружины просто не успевали вовремя их закрывать. Принудительное (десмодромное) закрывание позволяло победить эту хворь. Первый десмодромный 125-кубовый мотор с одним цилиндром появился у Ducati в 1958 году. К сезону 1959 года был подготовлен уже двухцилиндровый вариант. Гонщики компании тут же заняли первые места в чемпионате, но чиновники (Ducati по-прежнему была госпредприятием) решили, что мотогонки стоят слишком дорого, и урезали финансирование этого направления. Главный упор делался на развитие “народного” сектора: выпуск недорогих мотоциклов средней кубатуры. В конце 50-х годов с конвейера компании сходили 175- и 200-кубовые байки. Потом выпустили Ducati 250 – мотоцикл нового поколения, оснащенный одноцилиндровым 18-сильным 4-тактным двигателем с верхним распредвалом (привод – вертикальный вал и пара конических шестерен). Мотор был интересен прежде всего тем, что позволял легко “раздувать” себя без каких-либо серьезных изменений до 450 “кубиков”. В 1968 году Ducati выложила свой главный козырь – заявила о планах серийного выпуска мотоциклов с десмодромным двигателем!

Дело в том, что эта конструкция подразумевает высочайшую точность изготовления, поэтому применять ее на серийных моторах никто не отваживается даже сейчас. Таким образом, говорим “Ducati” – подразумеваем “десмодромник”, и наоборот. В отличие от сложной системы с тремя валами, применяемой на гоночных двигателях (и 250-, 350- и 450-кубовых серийных), в моторе Ducati привод всех коромысел осуществлялся от одного распредвала. Схема имела огромный потенциал, особенно для крупной кубатуры. Пришло время “больших” Ducati.

История создания этих машин такова. В начале 60-х годов Тальони разрабатывал 1300-кубовый байк для дорожных служб США. Заказчик хотел получить итальянского близнеца Harley – большого и мощного. И получил: Тальони сконструировал 4-цилиндровый двигатель (цилиндры сгруппированы парами, установленными под углом 90 градусов), который запросто выдавал 100 “лошадок”. Сам же байк, названный Apollo, мог непринужденно разогнаться до 210 км/ч! Беда была в том, что в те времена не нашлось дорожных шин, способных выдержать такую нагрузку.

Заказчик заметался – уж больно ретивого коня выкормил – и, в конце концов, отказался от проекта. Тальони решил использовать свои наработки в конце 60-х, когда продукцию Ducati стали откровенно теснить японские крупнокубатурники. 1300 “кубиков” – это было чересчур, поэтому Фабио довольствовался половинкой мотора: новый 750-кубовый представлял собой разрезанную вдоль “четверку” – один цилиндр смотрел вперед, второй располагался вертикально под прямым углом. Вся эта комбинация была чуть наклонена, чтобы выпускная труба нижнего цилиндра не уменьшала дорожный просвет. Байк назвали Ducati 750GT, он дебютировал в ноябре 1970 года и произвел настоящий фурор. Мотоцикл весил всего 185 кг и, будучи оснащен 60-сильным мотором, достигал скорости 195 км/ч! Не хватало одного – фирменного десмодромного привода. Полноценный аппарат Ducati Super Sport 750 появился в 1972 году. Вот его показатели: 73 л.с., “максималка” 215 км/ч, разгон до “сотни” – 3,7 сек.! Мир понял, кто выпускает самые быстроходные мотоциклы.

Сделав такой рывок, компания решила подтянуть “тылы”. Но эксперименты с 2-тактными моторами и рядными “двойками” ни к чему хорошему не привели. Модели не пользовались должным спросом, потребитель хотел видеть Ducati непременно с двухцилиндровым V-образным двигателем. К тому времени Фабио заменил привод распредвала коническими шестернями гораздо более экономичным в производстве приводом с помощью зубчатого ремня. Кроме того, вместо чугунных гильз стали применять никель-кремниевое покрытие цилиндров из алюминиевого сплава. Такой мотор стал основой современных Ducati с 2-клапанной головкой цилиндров. Тогда же появилась знаменитая рама “птичья клетка” – пространственная конструкция из труб хром-молибденовой стали, к которой снизу подвешен двигатель. В 1979 году увидела свет самая быстроходная серийная “пятисотка” – Ducati 500 Pantah.

Чуть позже выпустили 350- и 600-кубовую версии.

Все бы хорошо, но в мотоциклетной прессе стали циркулировать слухи об убыточности компании. И действительно, мотопроизводство давно не приносило прибыли, основное внимание уделялось выпуску промышленных двигателей. В 1983 году было заключено соглашение между владельцем Ducati – итальянским правительством, и преуспевающим концерном Cagiva. Планировалось, что для него Ducati станет изготовлять двигатели, а сама марка прекратит существование. Спасли Ducati владельцы Cagiva – братья Кастальони, которые выкупили мотопроизводство компании и решили выпускать под маркой Cagiva лишь мотоциклы в стиле эндуро для путешествий с 2-цилиндровыми моторами Ducati, оставив за легендарной фирмой право производства дорожных моделей. В 1985 году было проведено первое глобальное обновление модельного ряда – уже без участия Тальони, ушедшего к тому времени на пенсию. 350- и 750-кубовые двигатели Pantah были установлены в новую ходовую с пространственной рамой и задней подвеской с центральным моноамортизатором. Одноместные модификации Ducati 350F3 и 750F1 отличались спортивной посадкой и обтекателями гоночного типа, а вариант Ducati 350/750 Paso представлял собой спортивно-туристский мотоцикл с необычной интегральной капотировкой. В 1989 году был переработан дизайн спортивной Ducati Super Sport и появилась модификация с 900-кубовым двигателем. Байки этой серии (с моторами 600, 750 и 900 см куб., обтекателями гоночного типа или с полуобтекателем) до сих пор остаются одними из самых популярных в модельном ряду компании.

Ducati весьма уверенно чувствовала себя в чемпионате супербайков. В 1988 году правила проведения состязаний уже предполагали участие машин, созданных на основе серийных. Так что компания развернулась по полной. Последовала победная серия – гонщики Ducati становились чемпионами мира три раза подряд, с 1990-го по 1992-й. А 1993-й ознаменовался дебютом великолепной Ducati 916. Машина получила обновленную ходовую часть с консольной подвеской заднего колеса и передним перевернутым “телескопом”. На гоночном варианте 916-й англичанин Карл Фогарти стал чемпионом мира в 1994 и 1995 годах. Нельзя не упомянуть еще один байк, основой для которого стал двигатель с 2-клапанными головками цилиндров. Он был создан в 1992 году дизайнером Мигелем Галуцци и тут же получил прозвище Monster, которое стало официальным названием модели. Стиль “обнаженная сила” превосходно сочетался с динамикой 2-цилиндрового V-образного мотора. Ныне такими оснащены все Ducati. На сериях Monster и Super Sport – это потомок Pantah с 2-клапанными головками цилиндров и воздушно-масляным охлаждением. Он выпускается в трех вариантах – 583 (53 л.с.), 748 (64 л.с.) и 904 см куб. (73 л.с.). Мотоциклы Ducati 748 (96 л.с.) и Ducati 916 (114 л.с.) имеют более совершенную десмодромную схему Desmoquatro с 4-клапанными головками цилиндров, жидкостным охлаждением и впрыском топлива. Отметим еще раз, Ducati указывает мощность не на валу двигателя, а на заднем колесе! Компания продолжает удерживать звание производителя самых быстрых мотоциклов в мире. Так, Ducati 916 разгоняется до 260 км/ч и делает “сотню” всего за 3 секунды – это до сих пор рекорд.

Очередной переполох в мотомире Ducati устроила в 2000 году, когда представила двигатель нового поколения – Testatretta (“узкая голова”). Основная схему Desmoquatro сохранена, но каждый фрагмент мотора был доработан. Все картерные детали и цилиндры были подвергнуты тотальному компьютерному анализу – все ради снижения массы и повышения прочности. Изменена размерность двигателя, что дало возможность применить клапаны с тарелками большего диаметра, уменьшить угол между клапанами с 40 до 25 градусов и получить наивыгоднейшую форму камеры сгорания. Новая схема десмодромного механизма не только помогла уменьшить габариты головок цилиндров, но и облегчить регулировку и обслуживание. Ducati 996R, получивший этот мотор, показал 135 л.с. при 10.200 об./мин., тогда как предшественник Ducati 996SPS со “старым” двигателем развивал всего 123 л.с.

Сегодня Ducati – преуспевающая компания. Байки распродаются еще до схода с конвейера. Не так давно, решив расширить производство, братья Кастильони продали часть акций Ducati богатому американскому энтузиасту, что обеспечило их котировку на Нью-Йоркской бирже. Сейчас компания целиком принадлежит американской финансовой корпорации Texas Pacific Group. Но по духу Ducati осталась итальянской – горячей и динамичной. Модельный ряд стал чаще видоизменяться, в том числе расширяться – в нем нашлось место и “туристам”. С конвейера сходит все больше необычных реплик гоночных мотоциклов. Кроме того, 2001 год показал, что Ducati намерена внедриться в сектор внедорожных мотоциклов.

Прототип Ducati – Multistrada – невозможно назвать “эндуро”, чем этот термин ни дополняй: “городской”, “туристский” – все не то. Да и само слово Multistrada (“многодорожье”) ни о какой грязи не напоминает. Посмотрите, в конце концов, на шины! Сама фирма скромно указывает, что она создала новый класс мототехники – “мультистрадный”. Специально для машины спроектирован новый двигатель – 992-кубовая десмодромная двойка воздушного охлаждения. Не исключено, что в 2003 году этот прототип пойдет в серию.

Новинка Ducati – семейство “998” с уже упомянутым двигателем Testatretta. Ходовая часть этих байков практически та же, что и у представителей прошлогоднего семейства “996”. Машины выпускаются в трех вариантах: базовый “998” с 123-сильным двигателем, “998S” – с форсированным до 136 л.с. и “998R” с мотором мощностью 139 л.с. и углепластиковой облицовкой. Вслед за 620-кубовым Monster систему впрыска топлива получил 750-кубовый вариант, так что теперь модели с карбюраторами Ducati не выпускает вовсе, демонстрируя тем самым особый подход к мотопроизводству. За который, собственно, и почитают Ducati.

Ducati – история бренда

Ducati Motor Holding SpA является подразделением по производству мотоциклов итальянской компании Ducati со штаб-квартирой в Болонье, Италия. Компания принадлежит немецкому производителю автомобилей Audi через компанию Lamborghini, которое, в свою очередь, принадлежит Volkswagen Group.

В 1926 году Антонио Кавальери Дукати и его три сына, Адриано, Марчелло и Бруно Кавальери Дукати, основали в Болонье компанию Società Scientifica Radio Brevetti Ducati для производства вакуумных ламп, конденсаторов и других радиокомпонентов.

В 1935 году они стали достаточно успешными, чтобы начать строительство нового завода в районе Борго Панигале города. Производство поддерживалось во время Второй мировой войны, несмотря на то, что завод Ducati неоднократно становился мишенью для бомбардировок союзников.

Тем временем в небольшой туринской фирме SIATA (Societa Italiana per Applicazioni Tecniche Auto-Aviatorie) Альдо Фаринелли начал разработку небольшого толкающего двигателя для крепления на велосипедах. Буквально через месяц после официального освобождения Италии в 1944 году SIATA объявила о старте продаж двигателя, получившего название Cucciolo (по-итальянски «щенок» в связи с характерным звуком выхлопа). Первые Cucciolos были доступны только для установки на стандартные велосипеды покупателем.

В 1950 году, после продажи более 200 000 Cucciolos, в сотрудничестве с SIATA фирма Ducati представила мотоцикл на основе Cucciolo. Этот первый мотоцикл Ducati представлял собой 48-кубовый мотоцикл весом 44 килограма с максимальной скоростью 64 км/ч. Дукати вскоре отказался от имени Куччоло в пользу «55M» и «65TL».


Ducati “Cucciolo”, 1950 год

Когда рынок перешел к более крупным мотоциклам, руководство Ducati решило не отставать от рынка, представив в начале 1952 года в Милане свой мотоцикл 65TS и Cruiser (четырехтактный мотороллер). Несмотря на то, что его описали как наиболее интересную новую машину на выставке 1952 года, Cruiser не имел большого успеха, модель выпускалась всего два года.


Ducati 175 Cruiser, 1952 год

В 1953 году руководство разделило компанию на две отдельные компании, Ducati Meccanica SpA и Ducati Elettronica, в знак признания различий в линейке продуктов для мотоциклов и электроники. Доктор Джузеппе Монтано занял пост главы Ducati Meccanica SpA, а завод Borgo Panigale был модернизирован с помощью правительства.

А в 1954 году главным конструктором стал молодой инженер Фабио Тальони. Именно с ним связаны основные достижения Ducati. Его первый мотоцикл Ducati 100 Gran Sport с двигателем 98 куб.см. сразу понравился гонщикам. Фабио стремился нарастить мощность мотора методом наращивания оборотов. Разместив распределительный вал в головке цилиндра, инженер смог добиться мощности 9л.с. и 9 000 об/мин, что позволяло мотоциклу массой 80 кг развивать скорость до 130 км/ч. Десмодромный привод с механизмом принудительного открывания и закрывания клапанов, разработанный Тальони в середине 1956 года, появился на новой модели мотоцикла только в 1958 году. Одноцилиндровый двигатель этого мотоцикла был объемом 125 куб.см. А уже в следующем году Ducati выпустили аналогичный мотоцикл, только с двухцилиндровым двигателем.

В 1960-х Ducati завоевал свое место в истории мотоциклетного спорта, выпустив самый быстрый из доступных дорожных мотоциклов объемом 250 куб. см, Mach 1.


Ducati Mach 1, 1964 год

В 1970-х годах Ducati начала выпуск мотоциклов V-twin с большим рабочим объемом.

В 1985 году после выхода на пенсию Фабио Тальони должность главного конструктора занимает Массимо Борди. На базе двигателей Pantah объемом 350, 750 и 904 куб.см. производились одноместные спортивные модели Ducati 350F3 и 750F1, туристические Ducati 350/750 Paso, и Ducati Super Sport.

В 1985 году компания Cagiva купила компанию Ducati и планировала отказаться от бренда Ducati в пользу своего названия Cagiva. К тому времени, когда покупка была завершена, Cagiva решила оставить название Ducati на своих мотоциклах. Одиннадцать лет спустя, в 1996 году, Cagiva приняла предложение от Texas Pacific Group (TPG) и продала 51% акций компании за 325 миллионов долларов.

В 1992 году дизайнер Мишель Галуцци создал легендарную модель Monster. На нем стоял двухцилиндровый V-образный двигатель с двухклапанными головками цилиндров и воздушно-маслянным охлаждением. Следующим шагом стали мотоциклы Ducati 748 и Ducati 916, их двигатели обладали десмо-приводом клапанов Desmoquatro, жидкостным охлаждением и впрыском топлива.

В 1998 году, Texas Pacific Group купила большую часть оставшихся 49%, чтобы стать единственным владельцем Ducati. В 1999 году TPG выпустила первичное публичное размещение акций Ducati и переименовала компанию в Ducati Motor Holding SpA.

TPG продала более 65% своих акций в Ducati, оставив TPG мажоритарным акционером. В декабре 2005 года Ducati вернулась в собственность Италии с продажей доли Texas Pacific (минус одна акция) в Investindustrial Holdings, инвестиционный фонд Карло и Андреа Бономи.

В апреле 2012 года дочерняя компания Volkswagen Group Audi объявила о намерении купить Ducati за 860 миллионов евро (1,2 миллиарда долларов). Председатель Volkswagen Фердинанд Пьех , энтузиаст мотоциклов, давно мечтал о Ducati и сожалел о том, что упустил возможность купить компанию у итальянского правительства в 1984 году. Аналитики сомневались, что крошечный производитель мотоциклов окажет существенное влияние на компанию такого размера как Volkswagen, комментируя, что это приобретение имеет «трофейное оттенок» и «обусловлено страстью VW к шильдикам, а не промышленной или финансовой логике».

19 июля 2012 года Automobili Lamborghini SpA (дочерняя компания AUDI AG) приобрела 100 процентов акций Ducati Motor Holding SpA за 747 миллионов евро (909 миллионов долларов США).

Ducati – история бренда

Восхождение красной команды

  • ducati

12 августа 2014

Компания, основанная в далеком 1926 году семейством Ducati, поначалу занималась производством электроники и развивалась в этом направлении весьма успешно. Меньше, чем за 15 лет существования компании, к началу Второй мировой войны, в ней работало уже более 10 тысяч человек, а широкий ассортиментный ряд радиоприемников, фотоаппаратов, а также радиодеталей и компонентов, был известен по всему миру. Дела шли отлично и о смене рода деятельности братья Bruno Cavalieri, Adriano и Marcello даже не помышляли, но после окончания войны все изменилось – из процветающего государства Италия превратилась в страну фактически стертую с лица земли. Практически полностью была уничтожена транспортная инфраструктура, а жители оказались в нищете.

Неудивительно, что самым популярным транспортным средством в эти годы стал велосипед. Впрочем крутить педали доставляло удовольствие не всегда и не всем – буквально через месяц после окончании войны в Италии на фабрике SIATA было налажено производство небольшого 50-кубового моторчика, которым можно было с легкостью оснастить обычное двухколесное транспортное средство на мускульной тяге, тем самым превратив велосипед в мопед. Спрос на небольшие двигатели оказался настолько большим, что основатели этого бизнеса, не справляясь с объемом заказов, были вынуждены продать лицензию более крупной компании, которой стала национализированная Ducati. К 1950 году она выпустила более 200 000 таких моторов, а параллельно освоила выпуск первого полноценного мотоцикла – модель TL-65. После такого бурного успеха руководители Ducati пришли к выводу, что компанию необходимо разделить на два самостоятельных подразделения, одно из которых сосредоточит свои усилия на электронике, а другое вплотную займется мототехникой. Так появилась Ducati Meccanica SpA.

Новой вехой в развитии компании стал приход в нее талантливого инженера Fabio Taglioni. Это произошло в 1954 году. Фабио стал автором многих нововведений, в том числе и революционной технологии десмодромного привода клапанов, которая до сих пор применяется в силовых агрегатах мотоциклов компании и позволила бренду Ducati стать самым “гоночным” на Апеннинском полуострове.

Впервые же год работы в компании Фабио разработал одноцилиндровый 98-кубовый двигатель, который обладал мощностью в девять лошадиных сил. Спустя несколько месяцев этот мотор принес компании первую серьезную победу на девятидневной гонке Motogiro d’Italia. Удивительно, но при этом мотоцикл Ducati Gran Sport под управлением опытного пилота Giani Degli Antoni обошел конкурентов с 250-кубовыми моторами. В последующие годы гонщики компании несколько раз повторили этот успех.

В октябре 1959 года Фабио Талиони начал работу над 250-кубовым двигателем с двумя рабочими цилиндрами. Его основой послужил 125-кубовый мотор, созданный ранее. Новинка была установлена на модель DESMO 250cc – мотоцикл, которому была уготована судьба последнего яркого представителя золотой эпохи Ducati – в начале 60-ых годов в мотоспорт начали приходить японские бренды, которые надолго захватили пальму первенства.

Большой прорыв в технологическом развитии компании произошел уже в 70-ых годах, когда свет увидел легендарный Ducati 750GT. История появления его силового агрегата очень интересна – в начале 60-ых годов Фабио Талиони разрабатывал четырехцилиндровый мотор по заказу одной из американских компаний. Мотоцикл, с установленным на него готовым образцом силового агрегата развивал скорость более 200 км/ч – этот результат настолько ошеломил заказчиков, что они не решились устанавливать мотор на серийные модели и отказались от контракта. Несколько лет мотор пролежал в мастерской, а потом, когда появилась потребность в новом спортивном двигателе, инженер якобы попросту “разрезал” его пополам и немного увеличил объем цилиндров получив легкий и мощный L-образный мотор объемом 750 кубиков.

В 1979 году была создана самая быстрая серийная модель с мотором объемом 500 кубических сантиметров – Ducati 500 Pantah. Позднее она была дополнена 350-ти и 600-кубовыми версиями. Однако триумф компании длился недолго – на фоне мирового кризиса производство мотоциклов перестало приносить прибыль и государственные чиновники решили продать предприятие корпорации Cagiva. В результате сделки Ducati впервые за 40 лет сменила собственника. К счастью, новые владельцы решили продолжить развивать спортивную составляющую бренда и привели компанию к величайшим победам за всю ее историю.

Начало этой яркой эпохи было положено созданием 851-кубового байка, над конструкцией которого работал инженер Massimo Bordi. В 1988 году пилот Marco Lucchinelli выиграл на нем первую гонку мирового чемпионата Супербайк, а пару лет спустя Раймонд Рош на модификации Ducati 851SBK завоевал первый чемпионский титул. За следующие 15 лет Ducati только пять раз уступала первое место другим мотобрендам. Некоторые критики даже заявляли, что сам чемпионат Супербайк создан специально для Ducati. Однако в королевских гонках дела компании шли с точностью до наоборот. Полноценно выступать в MotoGP компания смогла только после создания гранприйного байка Ducati Desmosedici в 2003 году. В первый же сезон красная команда заняла четвертое место. А титул чемпиона молодому гонщику команды Кейси Стоунеру удалось завоевать в 2007 году.

Параллельно со спортивными успехами заводской команды развивался и модельный ряд. Так в конце 2009 года публике был представлен совершенно новый мотоцикл Ducati Multistrada 1200 – впервые в мире туристический мотоцикл с внедорожным уклоном получил мотор мощностью 150 лошадиных сил. В 2010 году мир увидел современный круизер Ducati Diavel, а в 2012-ом познакомился с новым флагманом спортивной линейки компании – Ducati 1199 Panigale. Компанию не остановили ни финансовый кризис, ни отдельные неудачи в MotoGP. Ducati развивается, выпускает новые модели, захватывает новые рынки и готовится к новым победам.

История бренда Ducati: с 1926 до наших дней

Сегодня мы расскажем вам про историю развития одного из лидеров на рынке мототехники, компании Ducati. Именно этот бренд во многом определил облик современных спортивных мотоциклов.

Как и многие другие крупные авто – и мотобренды , компания Ducati первоначально занималась вовсе не производством двухколёсной техники . С 1926 г . и вплоть до окончания Второй мировой войны фирма специализировалась на различной бытовой электронике : радиоприемниках , фотоаппаратах и комплектующих к ним . Однако война и здесь внесла коррективы . Послевоенная и разрушенная практически до основания Италия в фотоаппаратах не нуждалась .

В это тяжелое для страны время самым распространенным средством передвижения стал велосипед . Впрочем , уже через несколько недель после подписания мирных договоров на производстве F IAT был выпущен компактный 50- кубовый двигатель . Спустя несколько лет спрос превысил скромные возможности этого завода , и лицензия была продана национализированной к тому времени компании Ducati.

Золотой век в истории Ducati

Вторая половина 50- х и начало 60- х гг . считаются золотым веком в истории бренда . Этот период неразрывно связан с именем инженера Фабио Тальони , который пришел работать в компанию в 1954 г . Именно Фабио разработал легендарные моторы того времени , которые позволили Ducati возглавить список самых быстрых мотоциклов Апеннинского полуострова . 98- кубовый мотор на 9 л . с ., который талантливый инженер изобрел в первый же год работы , принес спортивной команде бренда победу в Motogiro d’Italia. А 250- кубовый двигатель для DESMO 250cc навсегда стал итальянской классикой .

В 60- х годах на европейский рынок проникли японские бренды , которые на полтора десятилетия сместили Ducati с Олимпа .

Второе рождение Ducati

Перерождение Ducati в качестве европейского мотобренда № 1 произошло в конце 70- х гг . после выхода на рынок знаменитого Ducati 750GT. Примечательно , что мотор для этой модели был разработан еще в начале 60- х , однако тогда скорость в 200 км / ч показалась слишком опасной .

Следующий прорыв компании – Ducati 500 Pantah (1979 г .) не получил широкой популярности за – за разразившегося финансового кризиса . Чего нельзя сказать про модель Ducati 851 (1988). Различные модификации этого мотоцикла принесли компании 10 побед в 15 мировых чемпионатах Супербайк (1988-2003).

В XXI веке компания продолжает радовать своих почитателей . В 2003 году свет увидел современный спортивный мотоцикл Ducati Desmosedici, а в 2009 г . детище итальянских инженеров Ducati Multistrada 1200 впервые в истории двухколесной техники смог похвастаться более чем 150- ю лошадины ми сил ами .

Растет модельный ряд мототехники Ducati и сегодня . И пока не помеха этому ни финансовые трудности страны, ни отдельные промахи руководства

Ссылка на основную публикацию