История появления мотоцикла ПМЗ-А-750

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

Очередь

  • Удалить все
  • Отключить

История и Описания Мотоцикл ПМЗ А 750

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Текст видео

История и Описания Мотоцикл ПМЗ А 750 ! Если Ты услишал чтото новие постав лайк ! Мотоцикл ПМЗ А 750 ! Фото мотоцикла ПМЗ А 750, купить который в наше время очень и очень проблематично ввиду дефицита, уже указывает на историческую значимость трехколесного для родного мотопрома. Современность сделала этого стального коня по-настоящему раритетным. Широкая публика в большинстве случаев сможет увидеть российский байк в музеях. Пополнил он и ряды экспонатов множества байкерских коллекций. Мы же предоставим вам детальное описание особенностей железного коня вместе с указанием его технических характеристик. На Все о мото вы легко найдете массу обзоров подобных транспортных средств.Продажа этих серийных трехколесных осуществлялась довольно-таки давненько, так как выпускался он во второй половине 30-х прошлого века (с 1934 по 1939 гг.). Именно этот стальной скакун считается первым массово выпускаемым отечественным тяжелым мотоциклом. Сходил он с конвейера на Подольском Машиностроительном Заводе. С этого и следует часть названия байка. За всю историю производства модели было выпущено чуть больше 4500 таких мото, а до нашего времени в пригодном для нормального ремонта состоянии смогли “дожить” лишь десятки (если не единицы).

Интересно, что не все 750-е имели боковой прицеп. Мотоциклы ПМЗ-одиночки данной серии исключением не считались. Первоначально вышеуказанная линейка трехколесных предназначалась для армейской эксплуатации. Тем не менее, известны случаи и его широкого использования в гражданских службах. Как следствие, железный конь использовался даже в советском кинематографе, служа мотоциклом героев труда.

История мотоцикла ПМЗ А 750, запчасти на который купить также проблематично в наше время, как и сам байк, удивляет. Решение о выпуске армейских мото такого типа на уровне государственного руководства было принято еще в начале 1930-х. Практически сразу же после этого легендарный создатель первых моделей ИжМаша, П. Можаров, вместе с массой других талантливых инженеров-конструкторов СССР взялся за дело. Он решил спроектировать тяжелый двухцилиндровый мотоцикл, буква “А” в названии которого указывала на возможность присоединения бокового прицепа, а цифры обозначали объем двигателя (последний подход в наше время используется большинством мировых мотобрендов). Перед главным советским конструктором стояла чёткая задача – создать трехколесного, что без особых проблем может использоваться, как на дорогах с твердым покрытием, так и на грунтовке.

Проектировочные работы увенчались успехом и, в конечном итоге, на свет появился достаточно надежный трицикл, располагающий массивной дуплексной штампованной рамой и мощным движком (который потреблял немало бензина). Мотоцикл ПМЗ-А-750 фото которого вы видите, имел весьма объемный топливный резервуар, емкостью в 21 литр, а также необычную переднюю подвеску рессорного типа. Базовым силовым агрегатом в процессе создания трехколесного стал V-образный мотор самой раскрученной на планете мото-компании из США – “Harley-Davidson”. Среди особенностей такого движка – низкое расположение клапанной системы и замкнутый тип смазки, предусматривающий циркуляцию масла. Последнее подавалось при использовании мощного насоса из картеров. Система же газораспределения основывалась на эксплуатации шестеренок и приводных кулачков клапанного механизма. Купить этот байк стоит каждому ценителю необычных двигателей. А последний у мото практически ничем не похож на моторы других отечественных стальных скакунов. Так КПП указанного выше трицикла находится в верхней части движка. Воздействие на ее ступени осуществляется при использовании ручного привода (рычаг, что находится слева от водителя). Ступеней у первого тяжелого советского мотоцикла было всего три.

Даже по мнению многих мотокритиков современности, описанный в этой статье байк получился очень даже удачным, как для своего далекого времени. В его конструкцию создатели смогли заложить множество передовых инженерно-конструкторских идей. Довоенный мото СССР со временем смог доказать это, удачно (хоть и не повсеместно) эксплуатируясь армией страны советов в годы Великой Отечественной. Так, стальной конь располагал весьма практичным и непривычным, как для трехколесной техники замком зажигания. Мало того, у мотоцикла ПМЗ-А-750 была даже приборка. В наличии – АКБ с мощным для своих лет генератором тока.

Испытания первых опытных моделей линейки первых тяжелых мотоциклов СССР проводили (привычно для советских времен) в ходе мотопробега из Ижевска в Москву. Эти модели ведь собирались в столице Удмуртии. В целом испытания прошли удачно. Все же и недостатков байка они показали немало. Часть проблем возникала из-за системы опережения зажигания, а также серьезной вибрации переднего колеса на относительно невысокой скорости. В конечном итоге, эти конструкторские “косяки” исправить инженерам советского мотопрома так и не удалось

Мотоцикл ПМЗ-А-750

Описание

ПМЗ-А-750 — самый первый мотоцикл большого веса советского производства. Производился мотоцикл с 1934 по 1939 год, малым количеством всего лишь 4636 аппаратов. Активно использовался для военной службы и для гражданских целей.

В наше время мотоцикл ПМЗ-А-750 считается уникальным предметом для личных коллекций и музеев Великой Отечественной войны. Количество выпущенных единиц делает его раритетным, можно встретить только в байкерских коллекциях, так как сохранилась лишь пара десятков этих тяжелых агрегатов.

ПМЗ назвался по месту производства — Подольский механический завод. Численное обозначение 750 показывает объем двигателя, буква «А» помечает мототранспорт с возможностью крепления коляски. Конструированием аппарата занимался П.В. Можаров (основатель мототехники модельной линии ИЖ).

ПМЗ назвался по месту производства — Подольский механический завод. Численное обозначение 750 показывает объем двигателя, буква «А» помечает мототранспорт с возможностью крепления коляски.

В качестве образца ходовой части взяли за основу байк BMW. Рама имеет два одинаковых кольца с перемычкой между собой. Сделана из штампованного профиля, с вложенным вовнутрь топливным баком, что считалось диковиной в то время. Функционировала совместно с передней рессорной вилкой. За основу двигателя был взят 750-й кубовый Harley-Davidson.

Конструкция ПМЗ-А-750

У мотоцикла ПМЗ имелся замок зажигания и приборный щиток. Двигатель двухцилиндровый, четырехтактный. Ходовой объем составляет 746 куб. см. Максимум мощности в 14 лошадиных сил при 3,7 тысяч оборотов в минуту. Максимальная скорость составляет более 90 км/ч. Объем емкости для бензина составляет двадцать один литр. На скорости от 60 км/ч расход идет по 6 литров топлива на 100 км. Имеется три передачи скорости, расположенных сверху, а слева переключатель скоростей. Вес самого аппарата без коляски 225 кг.

Недостатком были частые поломки. Также, он с усилием заводился, его еще прозвали ПМЗ -«попробуй меня заведи», и тяжело переключались скорости.


Технические характеристики

  • V-образный четырехтактный двухцилиндровый двигатель.
  • 3 передачи скоростей.
  • Передаточные числа КПП — на первой 3.03, на второй 1.75 и на третей — 1.00.
  • Тип главного привода — цепной.
  • Диметр шин — R18.
  • Разгоняется до 90 километров в час.
  • Потребление на 100 км идет в среднем 6 л.
  • Длина 20,85 см, ширина 89,0 см, высота составляет 95,0 см.
  • Колесная база составляет 139,5 см.
  • Клиренс — 115 мм.

Мотоциклы ПМЗ-А-750 с номерами мотора больше 36 – А 25 снабжены усовершенствованным распределительным щитком, и модернизированной схемой проводки. Этот щиток имеет замок, который включает приборы зажигания, свет и гудок, при отпирании его ключом. Ключ для каждого замка индивидуален. В качестве топлива можно использовать обычный второсортный бензин. При суровых условиях эксплуатации добавляют 30% автомобильного или авиационного бензола.

История

Высшим советом народного хозяйства было решено выпустить двухколесные транспортные средства для красной армии. В 1931 году начались работы по созданию тяжелого двухцилиндрованного, 750 кубового монстра. Разрабатывался в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте , в связи с этим первым названием его было НАТИ-А-750, а число 750 было округлением рабочего объема двигателя.

После выпуска первых четырех аппаратов 1.05 1933 года, его испытывали по трассе от Ижевска до Москвы. Что позволило запустить тяжелые мотоциклы в массовое изготовление уже на Подольском механическом заводе.

Мотоцикл ПМЗ-А-750 производился с 1934 по 1939 год.

Были перебои с работоспособностью регулятора опережения зажигания мотора, при скорости от 45 километров в час начинались возрастающие колебания переднего колеса. Мотоцикл ПМЗ становился практически неуправляемым и имелась большая вероятность перевернуться на мотоцикле и травмироваться. С 1939 года было прекращено производство ПМЗ 750 и начиная с 1941 года началось производство М-72. В котором был взят за образец полностью BMW R 71.

Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

В 1929 году на базе “Иж-стальзавода” были организованы мастерские, разработавшие и изготовившие первые пять опытных мотоциклов марки “Иж”. Возглавил коллектив мастерских талантливый инженер Петр Владимирович Можаров. До этого он проходил стажировку в Германии, откуда вернулся убежденным в том, что в СССР надо строить адаптированные копии немецких мотоциклов.

Его биограф О. Курихин писал: “Петр Владимирович посетил восемь прекрасно оборудованных мотоциклетных заводов: Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU, Zündapp. 15 других он отнес к “прочим”, поскольку выпуск мотоциклов на них был ограниченным. В этой группе оригинальностью конструкций легких мотоциклов выделялся Берлинский завод Stock

Петр Владимирович Можаров

Наиболее сильное впечатление на Петра Владимировича произвели три фирмы: DKW, Zündapp и Neander. Первая — благодаря массовости и разнообразию выпускаемой продукции, причем как основной — мотоциклы, так и дополнительной — лодочные моторы, моторы-генераторы, вырабатывавшие электроэнергию и т. п. Вторая — за совершенство технических решений, а третья — за интересные конструкторские решения и непосредственное участие ее руководителя Эрнста Неандера в творческом процессе — конструировании и испытаниях, что очень импонировало самому П. В. Можарову”.

Многое из увиденного Можаровым воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы над первыми мотоциклами “Иж” и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым деталям унифицированная с тяжелым мотоциклом. Двигатель фактически представлял собой половинку от А-750 — нижнеклапанный, рабочим объемом 375 куб. см, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.

Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс “НАТИ — Иж-6”, возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.

Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750

Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при “Иж-стальзаводе”. Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.

Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16-18 л.с., что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).

В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения.

Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 г.

Тип: четырехтактный, V -образный

Число цилиндров: 2

Диаметр цилиндра: 70 мм

Ход поршня: 97 мм

Рабочий объем: 746 см3

Мощность: 15 л.с. при 3600 об/мин

Степень сжатия: 5,0 :1

Расположение клапанов: нижнее

Карбюратор: 1, тип МК-1

Система смазки: циркуляционная

Сцепление: многодисковое, сухое

Передача на заднее колесо: цепью

Число передач: 3, переключение ручное

Передаточные числа коробки передач: 3,03/1,75/1,00

Магдино: тип ГМН-97

Рама: дуплексная, штампованная

Передняя подвеска: рессорная, 8 листов с регулирующим демпфером

Задняя подвеска: жесткая

Размеры шин: 4х19дюймов

Передний тормоз: барабанный

Задний тормоз: барабанный

Длина х ширина х высота: 2085 х 890 х 950 мм

Колесная база: 1395 мм

Емкость топливного бака:18 л

Расход топлива: 6 л/100 км

Максимальная скорость: 95 км/ч

На советско-финской войне

Мотоциклисты в шутку расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства.

Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.

Мотомир Вячеслава Шеянова

ПМЗ-А-750

Петр Владимирович Можаров

“Петр Владимирович посетил восемь прекрасно оборудованных мотоциклетных заводов: Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU, Zündapp. 15 других он отнес к “прочим”, поскольку выпуск мотоциклов на них был ограниченным. В этой группе оригинальностью конструкций легких мотоциклов выделялся Берлинский завод Stock.

Наиболее сильное впечатление на Петра Владимировича произвели три фирмы: DKW, Zündapp и Neander. Первая — благодаря массовости и разнообразию выпускаемой продукции, причем как основной — мотоциклы, так и дополнительной — лодочные моторы, моторы-генераторы, вырабатывавшие электроэнергию и т. п. Вторая — за совершенство технических решений, а третья — за интересные конструкторские решения и непосредственное участие ее руководителя Эрнста Неандера в творческом процессе — конструировании и испытаниях, что очень импонировало самому П. В. Можарову”.

Многое из увиденного Можаровым воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы над первыми мотоциклами “Иж” и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

Л-300 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Одновременно с разработкой документации на мотоцикл, названный Л-300, его прототипы — мотоциклы DKW Luxus 300 — проходили испытания в НАТИ — Научном автотракторном институте. После начала выпуска Л-300 в конце 1931 года, Можаров и несколько его коллег переехали в Москву, где в составе НАТИ образовалось КБ Мотоциклостроения. В коллективе работали такие люди, как Сергей Иванович Карзинкин — испытатель, один из создателей первого советского мотоцикла “Союз”, автор многих статей и книг, посвященных конструированию мотоциклов, Александр Минович Федоров, ставший потом главным конструктором Ирбитского мотозавода, Игорь Иванович Окунев — в дальнейшем начальник КБ двигателей АЗЛК, Борис Михайлович Фиттерман — в будущем доктор технических наук, профессор, один из ведущих автомобильных конструкторов.

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 куб. см, расположенный в раме продольно, комбинировался с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. На машине предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа.

ПМЗ-А-750 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым деталям унифицированная с тяжелым мотоциклом. Двигатель фактически представлял собой половинку от А-750 — нижнеклапанный, рабочим объемом 375 куб. см, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.

Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 г.

Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс “НАТИ — Иж-6”, возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.

Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при “Иж-стальзаводе”. Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.

Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750

Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16-18 л.с., что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).

Планировалось, что в Ижевске начнется серийное производство этих машин, а параллельно будут строиться и испытываться опытные 375-кубовые варианты. Однако в Наркомате среднего машиностроения, руководившем этой работой, решили иначе. В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ).

Подольский механический завод во времена, когда он принадлежал фирме “Зингер”

История ПМЗ началась в 1900 году, когда знаменитый производитель швейных машин – американская компания Singer – приобрел 30 десятин земли в подмосковном городе Подольске. Через два года здесь вырос огромный завод, который уже в 1913 году ежедневно производил только бытовых швейных машин около 2500 штук.

После революции завод был национализирован и производство швейных машин удалось возобновить в 1923 году.Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения.

Хотя ПМЗ-А-750 иногда характеризуют как «двигатель Harley-Davidson в ходовой BMW», на самом деле при проектировании его силового агрегата Можаров отдал дань не только H.-D., но и Indian. На разрезе хорошо видна чисто харлеевская схема с четырьмя кулачками, но, как и на ранних Indian, моторная передача ПМЗ была шестеренчатой, а система смазки – циркуляционной.

Именно сюда и прибыл Петр Можаров, вновь сменивший место работы и жительства. Перед ним была поставлена задача наладить мотопроизводство в Подольске. Задание было труднейшим, поскольку на предприятии отсутствовало главное — прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части. В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл — еще не способный двигаться самостоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. Петр Владимирович Можаров позволил себе небольшую передышку и отправился в санаторий, где через месяц погиб при довольно загадочных обстоятельствах. Работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него.

Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Несмотря на трудности с финансированием к июлю 1934 года были готовы первые десять тяжелых мотоциклов, которым дали новое название: ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому Серго Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: “Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!”

ПМЗ-А-750 нашёл применение не только в армии, в частях НКВД, но и на гражданской службе. Их охотно приобретали горожане и сельские жители. Конструкция мотоцикла получилась прочной и добротной, но, к сожалению, весьма капризной и «недоведенной». Мотоциклисты в шутку расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства. Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.

ПМЗ-А-750 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

magSpace.ru

Открытая регистрация

Взгляд в прошлое

Прямой эфир

Похожие записи

Im_CSharp 21 апреля 2013, 12:59

Axelerator 16 июля 2014, 12:17

lev123 9 ноября 2012, 08:03

Axelerator 28 октября 2013, 00:40

Archaim 5 июня 2015, 00:16

Лучшие по рейтингу

Блоги

  • Приколы и юмор179367.98
  • Интересное143442.27
  • Неизвестное98305.46
  • И снова НОВОСТИ93635.13
  • proИгры69492.58

Мотоцикл ПМЗ-А-750.


Решение об освоении в СССР производства мотоциклов для Красной Армии было принято ВСНХ 5 октября 1931 года. В конце 1931 года группа конструкторов НАТИ приступила к созданию первого советского тяжелого мотоцикла. Работы возглавил Петр Владимирович Можаров, создатель одного из первых отечественных мотоциклов марки ИЖ.

Новый мотоцикл, получивший обозначение НАТИ-А-750, по своим внешним данным был во многом новаторским: в ходовую часть, сделанную по образцу BMW, был вмонтирован V-образный нижнеклапанный 750-кубовый силовой агрегат по образцу американского типа Harley-Davidson, а дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с передней рессорной вилкой.

Силовой агрегат с рабочем объемом 746 см3 развивал мощность 15 л.с. Система смазки — замкнутая. Масло подавалось непосредственно из картера двигателя шестеренчатым маслонасосом. Привод механизма газораспределения осуществлялся по американскому образцу — набором шестерен, две из которых несли кулачки привода клапанов. Коробка передач размещалась сверху на масляном резервуаре двигателя. Передачи включались ручным рычагом с левой стороны мотоцикла. Силовая передача осуществлялась цепным приводом на заднее колесо.

Первый опытный образец был собран на ОМЗ к февралю 1933 года, но на ход поставлен не был. К 1 мая было собрано еще три мотоцикла, теперь на ходу, после чего мотоциклы прошли испытательный пробег Ижевск — Сарапул — Горький — Москва и армейские полигонные испытания, по результатам которых было принято решение начать серийный выпуск, но инженеры не успели подготовить необходимую для этого документацию. Поэтому производственники, не теряя времени даром, поспешили загрузить мощности ОМЗ массовым изготовлением другой модели мотоцикла. Тогда НКТяжПром принял решение передать всю документацию НАТИ-А-750 на ПМЗ, в цехах которого уже в марте 1934 года начали делать первую десятку тяжелых мотоциклов, которым дали новое название ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому С. Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: «Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!»

Мотоцикл предполагалось использовать не только в армии, но и на гражданской службе. Часто мотоцикл использовался для перевозки почты, его снимали в кино, например, именно ПМЗ-А-750 под управлением Марины Ладыниной можно увидеть в фильме 1939 года «Трактористы». Это был единственный отечественный довоенный мотоцикл, оснащенный не только приборным щитком, но и замком зажигания. И хотя машина получилась весьма прочной, но оказалась очень ненадежной, капризной. В народе, из-за постоянных проблем с опережением зажигания при запуске, название мотоцикла получило юмористическую расшифровку ПМЗ — Попробуй Меня Заведи. Многочисленный нарекания и рекламации привели к тому, что в 1939 году ПМЗ-А-750 был снят с производства и с вооружения РККА, хотя некоторые свидетельства говорят о том, что в единичных случаях этот мотоцикл применялся советскими войсками на начальных этапах Великой Отечественной войны. Все довоенные мощности мотоциклостроения были брошены на производство лицензионного мотоцикла BMW P-71, выпускавшегося в СССР под обозначением М-72.

За период с 1933 по 1939 гг. советская промышленность выпустила 4 мотоцикла НАТИ-А-750 и 4636 мотоциклов ПМЗ-А-750.

ТТХ мотоцикла ПМЗ-А-750
Двигатель
Тип: четырехтактный, V -образный
Число цилиндров: 2
Диаметр цилиндра: 70 мм
Ход поршня: 97 мм
Рабочий объем: 746 см3
Мощность: 15 л.с. при 3600 об/мин
Степень сжатия: 5,0:1
Расположение клапанов: нижнее
Карбюратор: 1, тип МК-1
Система смазки: циркуляционная
Сцепление: многодисковое, сухое
Передача на заднее колесо: цепью
Число передач: 3, переключение ручное
Передаточные числа коробки передач: 3,03/1,75/1,00
Электрооборудование Магдино: тип ГМН-97
Зажигание: батарейное
Ходовая часть
Рама: дуплексная, штампованная
Передняя подвеска: рессорная, 8 листов с регулирующим демпфером
Задняя подвеска: жесткая
Размеры шин: 4?19дюймов
Передний тормоз: барабанный
Задний тормоз: барабанный
Габариты и вес
Длина — ширина — высота: 2085?890?950 мм
Колесная база — 1395 мм
Клиренс — 115мм
Вес — 206 кг
Емкость топливного бака — 18 л
Расход топлива — 6 л/100 км
Максимальная скорость — 95 км/ч

Ссылка на основную публикацию